Юиты


Юиты[2]; сибирские эскимосы; сибирские юпики[3]; азиатские эскимосы[4] (наукан. йупигыт, англ. Yupiks) — этническая группа юпиков, населяющая прибрежные районы Чукотского полуострова. Они говорят на юитских языках, входящих в юпикскую группу.

Название «юиты» было официально присвоено сибирским (азиатским) эскимосам в 1931 году в рамках кампании по поддержке малых народов Севера[5]. В том же районе проживали сиреникские эскимосы[en], однако их вымерший язык был взаимонепонятен с юитскими языками и, скорее всего, представлял третью группу в составе эскимосской ветви эскимосо-алеутской семьи языков[6].

Жилищем чаплинским юитам служил круглый дом, обычно называемый «ярангой» по аналогии с чукотским домом, однако на местном наречии такое жилище называется эским. мыӈтыӷаӄ [məŋtˈtəʁaq][7]. Внутри него находилось утеплённое оленьими шкурами и травой помещение для сна, [aːɣra]. В более холодной части яранги производились все работы, здесь же хранили утварь и инструменты. Холодное помещение называлось [naˈtək][8]. Другие типа жилья — летнее [pəˈɬʲuk] и модернизированное [aːwχtaq][9][10].

Юиты острова Святого Лаврентия, живущие в деревнях Савунга и Гамбелл, широко известны искусством резьбы по слоновой и моржовой кости, а также китовому усу.

У многих эскимосов имелись шаманы-посредники между миром духов и миром людей. Следует отметить, что общеэскимосской культуры не существует, несмотря на некоторые сходства, и шаманизм также существовал в разных вариантах. У юитов также были шаманы[11][12], причём основной акцент был на хороших отношениях с морскими животными[13]. У унгазигмиитов (крупнейшая группа юитов) существовали [aˈliɣnalʁi], получавшие подарки за шаманство и лечение (подарки называли [aˈkiliːɕaq])[14]. Небо считали твёрдым, а звёзды — пробивавшимся в отверстия в небе светом[15].

Аналогично нескольким другим эскимосским народам, юиты верили, что новорождённый — это реинкарнация умершего, и перед рождением ребёнка тщательно анализировали сны и происходящие события. Физические характеристики уже рождённого младенца сравнивали с умершим. Если ребёнок умирал, то считалось, что ему неправильно подобрали имя, а при болезни ему могли дать другое имя, так как юиты верили в то, что новое имя может помочь выздороветь[16].