Junkers Ju 87


Junkers Ju. 87 Stuka («Юнкерс-87», Ю-87, «ревун», «лаптёжник»)[1] (нем. Stuka = Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) — немецкий одномоторный двухместный (лётчик и стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик Второй мировой войны.

Свой первый полет Ju. 87 совершил 17 сентября 1935 года. Бомбометание производилось с помощью специального прицела, который использовался как для бомбометания с пикирования, так и для горизонтального бомбометания. Точность бомбометания Ju. 87 была удивительно высока - бомбы обычно укладывались в круг диаметром 30 м. В Германии самолет получил прозвище «Штука», образованное от немецкого слова «штурцкампффлюгцойг» - пикирующий боевой самолет. Ju. 87 вооружали двумя 7,92-мм пулеметами MG. 17 и одним 7,92-мм пулеметом MG. 15. Недостатками самолета считались слабая броневая защита и небольшая скорость (всего 410 км/ч).

Самолёт выделялся крылом типа «перевёрнутая чайка», развитым неубирающимся шасси и, в начале войны, рёвом сирены, которая, кроме устрашения, давала лётчику определять на слух скорость пикирования. Ju. 87 можно увидеть во многих военных фильмах — как олицетворение мощи Германии и символ немецкого блицкрига 1939—1942 годов.

Несмотря на низкую скорость, малую дальность и слабость оборонительного вооружения, был одним из самых эффективных боевых самолётов люфтваффе благодаря точности бомбометания из крутого пикирования.

Ju. 87 со времён гражданской войны в Испании успешно применялся для непосредственной авиационной поддержки войск и борьбы с кораблями. Эти самолёты составили основу воздушного наступления при вторжении в Польшу в сентябре 1939 года и в Норвегию в 1940 году. В мае 1940 года Ju. 87 сыграл важную роль в блицкриге против Нидерландов, Бельгии и Франции. Успешные в условиях господства в воздухе против наземных целей, самолёты Ju. 87, подобно многим другим пикировщикам, были уязвимы для истребителей. Уже в битве за Британию сказался недостаток дальности, скорости и оборонительного вооружения. Налёты Ju. 87 требовали сильного прикрытия истребителей.

После битвы за Британию возможности очень точного бомбометания пригодились немецким войскам во время Балканской кампании, в Африке и Средиземном море, а далее в СССР, где «лаптёжников» применяли для непосредственной авиационной поддержки, борьбы с кораблями и танками до 1945 года. К концу войны их почти заменили на штурмовые разновидности Focke-Wulf Fw. 190, но применяли до последних дней войны. Производство Ju. 87 всех разновидностей с 1936 по август 1944 года оценивается в 6500 штук.