Ютци, Пиль


Пиль (Фил) Ютци (нем. Piel (Phil) Jutzi, 22 июля 1896, Альтлайнинген[1] — 1 мая 1946, Нойштадт[2]) — немецкий режиссёр, сценарист, кинооператор.

Филипп Ютци родился 22 июля 1896 года в Альтлайнингене под Грюнштадтом, Пфальц. Будучи художником-самоучкой, с 1916 года работал оформителем в мастерской кинорекламы. Освоив кинокамеру, выполнил ряд киносъемок. Примерно в это же время стал называть себя «Филом». В начале 1920-х годов изменил своё имя на Пиль Ютци, пока в 1931 году не проиграл процесс против актера Гарри Пиля, который подал в суд из-за совпадения имен.

С 1919 года Ютци работал кинооператором, а затем кинорежиссером и сценаристом на студии «Интернационале Фильм-Индустри ГмбХ» в Гейдельберге. Снял ряд детективов и вестернов. На фильме «Серая собака» он впервые работал со своим шурином Холмсом Цимерманом, который позднее был исполнителем главных ролей в фильмах «За хлеб насущный» и «Путешествие матушки Краузен за счастьем».

В начале 1920-х годов Ютци наладил контакты с «Международной рабочей помощью» в Берлине. Он переехал из Гейдельберга в Берлин и поначалу работал кинооператором, снимая актуальные события, в том числе Капповский путч. После учреждения фирмы пролетарского кино «Прометеус» Ютци поступил в неё на работу. Начав свою карьеру с простых развлекательных фильмов, он стал важной фигурой пролетарско-реалистического кино 1920-х годов.

В 1926 году «Прометеус» приступила к постановке игровых фильмов. Ютци был режиссёром одного из первых таких фильмов — «Кладд и Дач, неудачники». В том же году он занялся изготовлением немецких прокатных вариантов советских фильмов, в том числе «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Абрек Заур» Михина, «Голубой экспресс» Трауберга и «Транспорт огня» Иванова. В 1928 году он был также сотрудником двух советско-германских постановок студий «Межрабпом» и «Прометеус».

В том же году по сценарию Лео Ланиа он снял полудокументальный игровой фильм «За хлеб насущный» («Голод в Вальденбурге») с Холмсом Цимерманом и непрофессиональными исполнителями. В этом фильме, сильно порезанном цензурой, Ютци показал ужасающую нищету горняков Вальденбурга (ныне Валбжих).