ЯМЗ-236/238


ЯМЗ-236/238 — семейство дизельных двигателей второго поколения для большегрузных автомобилей, автобусов, тракторов и спецтехники. Выпускаются Ярославским моторным заводом с 1958 года. Пришли на смену двигателям первого поколения ЯАЗ-204, ЯАЗ-206.

В конце 1950-х годов Ярославскому моторному заводу было предписано разработать более экономичный четырёхтактный дизельный двигатель взамен устаревших двухтактных ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. Это решение было принято в рамках дизелизации транспорта. Специалисты ЯМЗ в том числе с участием специалистов двигателестроения из зарубежных стран разработали двигатели нового (второго) поколения, которые успешно прошли госиспытания.

В 1958 году эти двигатели были представлены в 6- и 8-цилиндровой версиях и получили марки ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Диаметр цилиндра был увеличен до 130 мм, а ход поршня до 140 мм. Мощность их соответственно 180 и 240 л.с. Они имели высокую степень унификации, так как абсолютное большинство их деталей было одинаковым, кроме распредвала и коленвала. В итоге двигатели оказались весьма практичными и имели высокие удельные показатели.

С течением времени на базе ЯМЗ-236/238 создано множество модификаций (с турбонаддувом и без него). Диапазон мощности расширился от 150 до 450 л.с. Именно поэтому двигатели востребованы и по сей день.

Двигатели ЯМЗ-236/238 постоянно совершенствуются, улучшаются их характеристики, повышается надежность. За время производства были внедрены новые технические решения. Так были созданы двигатели новых (для своего времени) экологических классов:

1995...2003 гг. - Евро-1. Данные моторы имеют топливную систему повышенной пропускной способности, жидкостно-масляный теплообменник, новые масляный и водяной насосы.