ЯТБ-1


ЯТБ-1 — советский высокопольный троллейбус для внутригородских пассажирских перевозок производства Ярославского автомобильного завода. Аббревиатура «ЯТБ-1» означает «ярославский троллейбус, первая модель».

Первые отечественные троллейбусы марки ЛК-1 собирали небольшим количеством в Москве из привозимых комплектующих. Электрооборудование изготавливал московский завод «Динамо», кузова́ — Завод имени Сталина (ЗИС), а шасси для первых десяти троллейбусов ЛК-1 изготовил Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ).

Только в Москве к концу 1935 г. протяжённость троллейбусных маршрутов возросла до 22 км, на которых работала 61 машина. Троллейбусы нравились москвичам и особенно первому секретарю Московского комитета партии (МК и МГК ВКП(б)) Никите Сергеевичу Хрущёву, требовавшему значительного увеличения этих показателей. На 1936 г. планировался выпуск 35 троллейбусов, но в IV кв. 1935 г. это число увеличили до 250.

В 1936 г. в столице предусматривалось увеличить протяжённость троллейбусных маршрутов на 52 км, в том числе проложить одни из них по Садовому кольцу от Курского вокзала до площади Восстания.

В конце концов стало ясно, что производство троллейбусов придётся сосредоточить на специализированном заводе.

Прототипом ЯТБ-1 стали британские троллейбусы, два образца которых главный конструктор ЯГАЗа В. В. Осепчугов приобрел во время командировки в Великобританию в октябре-ноябре 1935 года.