Кёнигсхофен, Якоб Твингер фон


Якоб Твингер фон Кёнигсхофен (нем. Jakob Twinger von Königshofen, лат. Jacobus Twingerus Regiovillanus; 1346 — 27 декабря 1420[4][5][6]) — немецкий священник, папский нотариус и хронист из Страсбурга (Эльзас), автор «Всемирной хроники» (нем. Weltchronik), доведённой до 1415 года[7].

Известны лишь немногие факты его биографии. Родился он около 1346 года в деревне Кёнигсхофен неподалеку от Страсбурга (ныне — район города) в Эльзасе, в семье Фриче Твингера[8]. C 1363 года служил приходским викарием в церкви Св. Мартина в Страсбурге, затем капелланом в церкви Св. Марии в Мюнстере, а в 1379 году получил пребенду в страсбургских приходах Св. Томаса и Св. Петра[9]. В 1382 году получил сан священника[5], и некоторое время владел приходом в Дрюзенайме[10]. В 1394 году он стал апостольским нотариусом[11], а в 1395 году — каноником церкви Святого Фомы в Страсбурге[12], где также исполнял обязанности архивариуса и вёл бухгалтерские книги и регистры[13].

Умер 27 декабря 1420 года в Страсбурге, в возрасте семидесяти четырёх лет, как об этом свидетельствует латинская эпитафия в церкви, где он служил[12].

Ещё в молодости, помимо грамматики, музыки и составления календарей, Якоб Твингер занимался историческими исследованиями, составив компилятивную латинскую хронику, содержавшую преимущественно выдержки из сочинений предшественников, рукопись которой не сохранилась[14].

С 1382 года он начал составление «Всемирной хроники», или «Хроники всех императоров и королей от Рождества Христова» на немецком языке, состоявшей из 5-ти книг. Три первые из них заключали в себе события всемирной истории, две же последние были посвящены истории Страсбурга, а также местной церкви с 1386 по 1415 год[15], и были написаны предположительно по совету влиятельного родственника, страсбургского магистрата Иоганна Твингера.

Это обстоятельное сочинение стало одной из первых в немецкой литературе универсальных историй, рассчитанных не столько на церковные круги, сколько на грамотных мирян, которые, по словам самого Твингера, «читают с таким же нетерпением, как учёные пасторы». Свой материал он излагает доступным языком, а рассказ его насыщен городскими легендами, анекдотами, шутками и бытовыми подробностями.