Якорь


Я́корь (др.-шв. ankari, др.-исл. akkeri, лат. ancora от греческого άγκυρα[1]) — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, понтонного моста, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт сцепления с грунтом, и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса.

Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называют «держащей силой». Эффективность якоря оценивают коэффициентом держащей силы — отношением держащей силы к весу якоря. Существуют различные способы определения верного размера якоря. Так, вышедшее из употребления русское адмиралтейское правило для военного флота определяет вес якоря в пудах равной четверти площади миделя судна в квадратных футах. У коммерческих судов выработаны опытные отношения веса якоря к главным размерам судна (например, как в правилах классификационных обществ — Ллойда, Бюро Веритас) или же в зависимости от тоннажа судна. Правила эти дают вес якоря адмиралтейской системы; якоря без штока, как держащие сравнительно слабее, и хуже зацепляющие за грунт судна, делают на 25-30 % тяжелее.[источник не указан 902 дня] Якорёк о четырёх (иногда о трёх, о пяти) лапах, старинное котва, на Руси (в России) Ко́шка[2], например абордажная.

Основой конструкции якоря является продольный стержень — «веретено», в верхней части которого имеется скоба для крепления якоря к якорной цепи, а в нижней «рога», заканчивающиеся лапами с остриями — носками. Рога прикрепляются к веретену неподвижно (узел крепления — тренд) или на шарнире в коробке. Нижняя грань тренда называется «пяткой». Некоторые якоря для повышения силы сцепления с грунтом имеют «шток» — стержень, ориентированный поперёк веретена[3].

По конструкции якоря разделяются на якоря с неподвижными лапами и якоря с поворотными лапами, по способу крепления на судне после съёмки судна с якоря — на заваливающиеся (со штоками) и втяжные (без штоков).