Якшини из Дидарганджа


Якшини из Дидарганджа (хинди दीदारगंज यक्षी; англ. Didarganj yakshi) — древнеиндийская каменная скульптура женщины в натуральную величину, изваяние которой датируется с III по II век до н. э. Эксперты выдвигают несколько гипотез относительно того, кого изображает эта скульптура. Наиболее распространённой и популярной является гипотеза о том, что это статуя якшини — божественного духа природы. Согласно другим версиям, в статуе запечатлена жена правителя или же скульптура олицетворяет женскую красоту при царском дворе (сурасундари)[1].

Статуя найдена на берегах Ганга в 1917 году возле местности Дидаргандж (рядом с городом Джамалпур, штат Бихар), от которой она получила своё название. В настоящее время Якшини из Дидарганджа хранится в Музее Бихара в Патне[2].

Изображений людей, мифических персонажей или богов ведийского периода к настоящему времени почти не сохранилось. С одной стороны, это объясняется тем, что, по всей видимости, в тот период времени поклонялись образам, выполненным из нестойких материалов. С другой стороны, религиозный культ был ориентирован на неизобразительные объекты, такие, как магические диаграммы — янтры и мандалы. Формирование художественных образов божеств и мифических персонажей можно проследить с середины маурийского периода в IV—II веках до н. э. Сохранились разнообразные памятники изобразительного искусства того времени. В частности, монументальная скульптура, высеченная из камня, мелкие терракотовые головки и целые фигурки людей. Популярными человекоподобными персонажами того времени были якши и якшини (духи природы)[3].

Характеризуя духов природы, можно сказать, что все якши и якшини имеют физически развитое тело. Они изображаются с выпуклым животом и округлыми чертами тела, что напоминает о связи тучности с идеей плодородия. Якшини из Дидарганджа также имеет пышные женские формы, что подчеркивают её родство с богиней плодородия. В изваянии можно обнаружить не только мифические черты, являющиеся следствием фольклорного стиля, но и светские черты, которые отражают стиль царского двора, помпезность и монументальность. В целом образ Якшини свидетельствуют о стремлении скульптора к торжественности, конкретности и непосредственности в изображении женщины[4].