Як-11


Использовался странами социалистического лагеря с 1947 по 1962 годы. Самолёт в своем классе установил ряд мировых рекордов по скорости.

Обучение летчиков во время Второй Мировой войны проходило на самолетах У-2, УТИ-4, но они устарели и были непригодны для тренировок стрельбы по воздушным мишеням. Иногда для тренировок использовали боевые истребители Як-9, Як-7 и Ла-7, но обучать пилотов на этих самолетах было слишком дорого.

Учебно-тренировочный истребитель решили создавать[1] на базе экспериментальной модификации истребителя Як-3 с двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН, первый полёт которого состоялся 29 апреля 1945 г[2]. на Центральном аэродроме Москвы. В ходе заводских испытаний удалось достичь скорости 682 км/ч на высоте 6000 м. Время набора высоты 5000 м составило 3,9 минуты[3]. Однако, несмотря на высокие лётные характеристики, машина в серию не пошла. Окончательный облик самолет обрёл в мае 1946 года, когда заказчик остановил свой выбор на двухместной машине с с двигателем АШ-21 мощностью 700 л. с. [1]В октябре 1946 года на его основе создается учебно-тренировочный самолет (УТС) под наименованием Як-3У, впоследствии получивший обозначение Як-11. На самолёт установили однорядный звездообразный двигатель АШ-21 и дополнительное место для второго пилота.

Самолет был протестирован несколькими опытными летчиками, после чего был передан на государственные испытания. Испытания были успешно проведены, после чего самолет был передан в серийное производство. Вместе с тем был обнаружен ряд неприятных дефектов. К весне 1948 года ОКБ А.С. Яковлева представило новый вариант самолета с улучшенным прицелом и фотопулеметом.[1]

Производился на саратовском авиационном заводе № 292. Проходил испытания в Качинском авиационном училище, где получил следующую характеристику: