Яловецкий, Болеслав Антонович


Болеслав (Болеслав-Лаврентий) Антонович Яловецкий (польск. Bolesław Jałowiecki, 10 августа 1846—10 июля 1918) — инженер, депутат Государственной думы I созыва от Виленской губернии.

Родился в деревне Лынтупы (ныне Поставский район, Витебская область, Республика Беларусь)[1]. По национальности поляк, по вероисповеданию католик, дворянин. Из семьи богатых землевладельцев Свенцянского уезда Виленской губернии. Выпускник Виленской гимназии. В 1865 году окончил Николаевское инженерное училище, затем — с отличием Николаевскую инженерную академию (на доске выбито его имя как одного из лучших студентов). Получил в 1870 году чин военного инженера. Проходил стажировку в Чехии и Австрии. Военный инженер, позднее инженер Министерства путей сообщения. Надворный советник. Удостоен личной похвалы Императора за строительство гранитной Адмиралтейской набережной в Петербурге. В 1878—1879 годах в петербургском издательстве вышел его двухтомник «Вода, топливо и паровозные котлы». Принимал участие в работах по строительству и использованию железных дорог, служащий различных торгово-промышленных предприятиях. Автор многих технических изобретений, в частности, переносных железных дорог и оборудования к ним системы «Дольберг и Яловецкий». В течение 15 лет был управляющим Александровского механического завода. Конструктор построенного на Александровском заводе специального поезда для царской семьи. Там же по проекту Яловецкого налажен выпуск вагонов 2-го класса, имевших мягкие пружинные сиденья, или спальные отделения (так называемые кресло-кроватные вагоны). К началу Первой Мировой войны Александровский завод освоил строительство специальных бронированных вагонов и санитарных поездов. Яловецкий долгие годы был председателем правления акционерного общества вагоностроительного завода «Дизель».

В марте 1890 года обратился в Министерство путей сообщения за разрешением на создание 1-го акционерного общества для строительства и эксплуатации частных узкоколейных железных дорог. Документация нового общества была подготовлена совместно с Ф. Е. Енакиевым. Решение было принято 26 марта 1892 года, когда император Александр III утвердил Устав «Первого общества подъездных железных путей России». Это после того, как в феврале 1892 года министром путей сообщения назначили С. Ю. Витте, хорошо знавшего и ценившего Б. А. Яловецкого. Общество начало свою деятельность в январе 1893 года. Правление размещалось в Санкт-Петербурге по адресу: Малая Морская, 5, а позже на Невском проспекте, 11. Первоначальный капитал железнодорожного общества составлял 2 млн рублей, а перед Первой Мировой войной его имущество оценивалось уже в 27 миллионов. Вначале председателем правления был избран подполковник А. А. Померанцев. Но через несколько лет управляющим делами общества, а потом и его директором-распорядителем стал Яловецкий. В начале 20 века (точная дата неизвестна) Яловецкий стал председателем правления, оставаясь на этом посту вплоть до Октябрьской революции.