Дзен (контентная платформа)


«Дзен» (бывшее название до сентября 2022 года — «Яндекс.Дзен») — российская блог-платформа для создания и просмотра контента, изначально созданная Яндексом в июне 2015 года и с сентября 2022 года принадлежащая VK[4]. Лента Дзена доступна в мобильном приложении «Дзен» и на сайте dzen.ru. «Дзен» формирует ленту публикаций, автоматически подстраиваясь под интересы пользователя[5]. Подбор публикаций осуществляется на основе анализа истории посещённых страниц, указанных пользователем предпочтений и других факторов[6].

По состоянию на апрель 2021 года сайт посетило 61,8 млн человек, суточная аудитория более 21,3 млн человек[7].

Согласно данным vk.company, опубликованным в отчете «Результаты VK за первый квартал 2023 года. vk.company (2023).» после приобретения платформы, на 2023 год, дневная аудитория портала составляет 32,5 млн человек, а месячная, согласно данным «Коммерсанта» — 70 млн.

Для анализа интересов и предпочтений пользователя используются знания Яндекса о посещаемых сайтах, а также указанный пользователем круг интересов[9].

Система анализирует любимые ресурсы пользователя и другие особенности поведения с целью создания уникальной модели его предпочтений. С увеличением объёма данных о пользователе система предлагает ему всё более актуальные и релевантные публикации[10], в том числе и из незнакомых источников[11]. «Дзен» адаптируется под изменяющиеся интересы пользователя[12]. Например, если пользователь начнёт читать или смотреть видео или трансляции об архитектуре, материалов на эту тему в его ленте станет больше. И наоборот, если пользователь ставит дизлайки к публикациям на определённую тему и блокирует источники, то таких материалов в его ленте будет меньше[13].

Технология, лежащая в основе «Дзена», была адаптирована Яндексом и CERN для использования на Большом адронном коллайдере. С помощью неё проводится глубокий анализ результатов физических экспериментов на БАКе[14].