1-я запасная штурмовая авиационная бригада


1-я запасная штурмовая авиационная Краснознамённая бригада — учебно-боевая воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, занимавшаяся обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей ВВС РККА в период боевых действий во время Великой Отечественной войны, осуществлявшая подготовку штурмовых маршевых полков и отдельных экипажей на самолётах Ил-2.

Сформирована в составе ВВС Орловского военного округа в Воронеже в 1939 году как 1-я резервная авиационная бригада. С началом Великой Отечественной войны бригада осуществляла подготовку лётчиков штурмовых полков и перебазировалась на аэродромы Куйбышевской области, штаб бригады располагался в Куйбышеве.

1-я запасная авиационная бригада занималась подготовкой лётчиков для штурмовых авиаполков составом четырёх авиационных полков на 13 аэродромах, формируя до двадцати авиаполков в месяц[1].

Лётная подготовка проводилась поточным методом, в ходе которого инструкторы и обучаемые осваивали новую технику почти одновременно. В среднем на одного лётчика в 1941 году приходилось по 6 часов 30 минут налёта. С июня 1942 года в бригаде внедрилась система теоретического обоснования и практической проверки наиболее рациональных способов действий штурмовиков при уничтожении вражеских целей на поле боя в тесном тактическом взаимодействии с сухопутными войсками. На полигонах инструкторы бригады и фронтовики применяли атаку целей с бреющего полёта (до 50 метров), широко применявшуюся в 1941 году, а также предлагаемый учебным отделом новый способ штурмовки — с высоты 800—1200 метров под углом пикирования 15-20 градусов[2].

На базе бригады были проведены две теоретические конференции по обобщению опыта действий штурмовой авиации на различных фронтах. В 1942 году в авиабригаде были созданы методические классы, тренажёры и стрелковые тиры. К инструкторской работе привлекались опытные лётчики из строевых частей, для командного и преподавательского состава была введена обязательная стажировка на фронтах. На одного лётчика давалось 24 часа 52 минуты тренировочного налёта[2].

Всего в годы войны было подготовлено и отправлено на фронт всеми запасными полками 356 штурмовых авиаполков, из этого числа 140 полков проходили переформирование в запасных полках один раз, 103 авиаполка — дважды, 61 — трижды, 31 — четыре раза и 21 — пять раз. Через запасные полки бригады за годы войны прошло почти 54 % всех самолётов Ил-2, выпущенных авиапромышленностью СССР[2].