14 амазонок


«14 амазонок» (англ. The 14 Amazons, кит. трад. 十四女英豪, пиньинь Shísì Nǚ Yīngháo, палл. Шисы нюй инхао) — гонконгский кинофильм 1972 года режиссёров Чэн Гана и Дун Шаоюна, произведённый киностудией Shaw Brothers, батально-историческая драма.

Род Ян, мужчины и женщины, поколениями преданно служит своей стране. Во время войны с тангутским государством Западное Ся армия командующего Ян Цзунбао попадает в окружение и оказывается буквально выкошена. Ян Цзунбао еле успевает перед гибелью послать весть родным; дома у него остаётся 15-летний сын, последний мужчина в роду — Ян Вэньгуан[кит.]. Вдова героя Му Гуйин со свекровью вместе со всей семьёй, в которой осталось множество вдов, собирается отомстить за смерть мужа и защитить свою страну. Из-за козней чиновника Ван Чина (врага ещё отца Цзунбао) они не могут воспользоваться императорской армией. Поэтому они собирают собственную армию, большей частью состоящую из женщин и присоединившихся добровольцев. Зная о прекрасных военно-тактических навыках Му Гуйин, правитель Западного Ся с сыновьями делает все возможное, чтобы остановить её, но в итоге проигрывает.

Фильм основан на произведении эпохи династии Сун «Армия женщин Ян» (楊門女將), входящим в комплекс легенд о генералах из рода Ян[англ.], одном из популярнейших сюжетов традиционной китайской оперы (особенно пекинской и кантонской).

Легендарная Му Гуйин — один из основных персонажей цикла и одна из наиболее известных женщин-воительниц истории и мифологии Китая (наряду с Хуа Мулань и Сюнь Гуаньнян[2]), «занявшая нишу» именно женщины-полководца, разбирающейся в эффективном использовании военной силы, тактике и стратегии военного искусства и превосходящей в этом своих отца и свёкра-генералов. В китайском языке её имя стало «прецедентным именем» — эпитетом женщины с талантом управления и разрешения сложных проблем[3].

(при серьёзном несовпадении имён соответствующий персонаж легенды указан в скобках; при совпадении с точностью до произношения — дано по легенде)

Как в любом батальном кино, в фильме достаточно крови. Хотя в картине нет её «смакования», в ней присутствует несколько достаточно жестоких сцен, включая отрубание голов и искалечивание конечностей пленённых китайских воинов со стороны тангутов.