155-мм гаубица M777


M777 — буксируемая гаубица калибра 155 мм. Используется сухопутными войсками США, Австралии, Канады, Индии, Саудовской Аравии и Украины. Первое боевое применение состоялось в войне в Афганистане (2001—2021).

Весной 1987 года подразделение вооружений Vickers Shipbuilding and Engineering (VSEL) разработало эскизный проект сверхлегкой полевой гаубицы UFH. В сентябре 1987 года Армия США санкционировала строительство двух прототипов для испытаний. Поскольку федеральный закон запрещает армии США закупать оружие иностранного производства, Vickers объединилась с Textron для создания этого оружия в США. Построенные прототипы, получившие название LW155, были доставлены в США для испытаний и оценки в конце 1989 года. В 1997 году по результатам официального конкурса на лёгкую буксируемую гаубицу, которая должна была прийти на смену существующим 155-мм буксируемым гаубицам M198 (в конкурсе кроме LW155 принимала участие также лёгкая буксируемая гаубица конструкции Royal Ordnance), LW155 была объявлена ​​​​победителем. После этого решения армия США официально обозначила LW155 как XM777. Во время испытаний XM777 в 1998 году в условиях, приближенных к реальной эксплуатации, были выявлены серьёзные проблемы с усталостью металла, нестабильностью при стрельбе и повреждениями от отдачи. Эти проблемы продолжали преследовать XM777 (а позже и M777) в течение многих лет. Некоторые никогда не были полностью устранены.[3]

В 1999 году VSEL была приобретена компанией BAE Systems, а Textron вышла из программы XM777, оставив BAE без субподрядчика в США для производства гаубицы более чем на год. К сентябрю 2000 года BAE удалось заключить субподряд с несколькими более мелкими компаниями для производства этой гаубицы, каждая из которых должна была производить различные узлы M777. Лафет должен был производиться HydroMill Inc, станины и сошники — Major Tool and Machining Inc, загрузочный лоток — Рок-Айлендский арсенал, подъемные механизмы — Wegmann, оптическая система управления огнем — Seiler Instruments and Mfg, а титановые сплавы должна была поставлять RTI International Metals Inc.

Несмотря на многочисленные текущие проблемы и технические проблемы с конструкцией, в ноябре 2002 года Министерство обороны США заключило с BAE контракт на 135 миллионов долларов на начало этапа низкопроизводительного начального производства (LRIP) XM777 и официально классифицировало гаубицу как M777. Контракт LRIP был на 94 гаубицы, первая из которых была готова в феврале 2003 года. В конечном итоге, несмотря на федеральный закон, 30 % деталей M777 (подвеска, ходовая часть и верхняя люлька) были произведены на заводе BAE в Великобритании.