34-й скорый


«34-й скорый» — советский остросюжетный фильм-катастрофа 1981 года режиссёра Андрея Малюкова. Фильм был поставлен в русле установки на зрелищность, взятой «Мосфильмом» и многими другими киностудиями на рубеже 1970—1980-х годов с целью «догнать» голливудские жанровые блокбастеры.

В основу фильма легли реальные события. 27 февраля 1977 года около 22:30 в одном из вагонов скорого поезда «Юность», следовавшего из Москвы в Ленинград, произошёл пожар (очаг возгорания был в вагонном буфете и, предположительно, причиной возгорания стали небрежные действия при курении одной из официанток), и огонь быстро охватил весь вагон. Поскольку двери вагона были закрыты, то возвращавшиеся из отпуска курсанты Ленинградского высшего пожарно-технического училища МВД СССР (которые ехали в этом вагоне) разбили окна вагонов и через них производили эвакуацию пассажиров. Во время эвакуации трое курсантов — Михаил Борисович Жуков, Виктор Алексеевич Иванов и Юрий Борисович Малышев — погибли (кроме них погибли ещё 14 человек, включая вышеупомянутую официантку). В дальнейшем они Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года были награждены медалями «За отвагу на пожаре» посмертно[1].

Скорый поезд № 34 Москва — Элекмонар отправился точно по расписанию. Молодая проводница Серафима берёт к себе в вагон троих безбилетников. Во время ревизии этот факт вскрывается, проводница получает строгий выговор от начальника поезда и безбилетники должны быть высажены, но один из них влюбляется в проводницу и сходит с поезда на узловой станции Шмаковка, насильно вытащив её с собой. В купе он оставляет непогашенный окурок сигареты и недопитый стакан спирта, из-за которых в вагоне № 8 начинается пожар.

Машинисты взявшего поезд от Шмаковки тепловоза незадолго до обнаружения пожара обсуждают тот сложный подъём, по которому их поезд движется в данный момент. После остановки поезда железнодорожники производят эвакуацию людей, которая проходит благополучно. Горящий вагон удалён на безопасное расстояние от остальных, вызваны пожарные. Чтобы не мёрзнуть, пассажиры возвращаются на свои места и в вагон-ресторан. Но во время эвакуации один из пассажиров, ищущий свою жену, ссорится с другим пассажиром-спекулянтом и пинает его чемодан с деньгами прямо под колёса горящего вагона. Тот, зная устройство последнего, снимает вагон с тормозного башмака, чтобы спасти деньги. В результате весь объятый пламенем вагон № 8 катится и толкает оставшиеся хвостовые вагоны с пассажирами, включая багажный вагон, в котором везут цирковых лошадей. Стояночные тормоза малоэффективны, вагонный сцеп понемногу набирает ход под уклон, люди на ходу выпрыгивают из вагонов, которые по очереди тоже загораются.