5ТД


5ТД — ряд двухтактных 5-цилиндровых дизельных двигателей, созданных под руководством Алексея Дмитриевича Чаромского в КБ по танковому двигателестроению на заводе имени Малышева в 1950-х годах в СССР.

Многотопливные двигатели, предназначенные для установки на различные модификации советских танков, с высоким наддувом, жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива, с горизонтальным расположением цилиндров (диаметр цилиндра 120 мм, ход поршня 2×120 мм), и мощностью 700-1050 л.с. в зависимости от модификации.

Потребность в новом двигателе возникла при разработке танка Т-64 в начале 1950-х годов. Танку требовался относительно компактный двигатель под малогабаритный моторный отсек. Поэтому пришлось отказаться от традиционного V-образного танкового двигателя В-2. Среди рассмотренных вариантов был прототип двигателя разработки А. Д. Чаромского, прототипом которого стал трофейный авиационный двигатель Junkers Jumo 205. Однако собственно двигателя у Чаромского того времени не было, а был лишь испытательный стенд с одноцилиндровым двухтактным дизельным двигателем.

В 1953 году А.Д. Чаромский был отправлен в командировку в Харьков, где под его руководством был создан четырехцилиндровый двигатель 4ТД мощностью 480 л.с., но поскольку такой мощности было мало, пришлось добавить ещё один цилиндр, в связи с чем и появился пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТД мощностью 600 л.с.

Из-за отсутствия надлежащих условий и необходимости создания двигателей с нуля, первые двигатели имели многочисленные изъяны, а доведение ресурса моторов до 100 часов считалось большим достижением. Однако со временем изъяны удалось устранить, а ресурс двигателей улучшить до не менее 500 моточасов в 5ТДФ.

Двигатель 5ТДФМА мощностью 1050 л. был использован для модернизированной версии Т-72, танка Т-72УА-1. Новый двигатель установлен с сохранением штатной системы охлаждения и без значительной доработки корпуса танка. Компактные габариты двигателя позволили разместить в моторно-трансмиссионном отделении дополнительную силовую установку ЭА-10-2 мощностью 10 кВт, при расходе топлива 3,8 кг/час.[2]