Чаромский, Алексей Дмитриевич


Алексей Дмитриевич Чаро́мский (при рождении Бороничев; 18991982) — советский конструктор авиационных и танковых дизелей, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944).

Алексей Дмитриевич Чаромский (Бороничев) родился 3 (15) февраля 1899 года в крестьянской семье в селе Чаромское Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне — в Шекснинском районе Вологодской области). Закончил трехклассную церковно-приходскую школу и в возрасте 12 лет уехал в Санкт-Петербург, где с помощью односельчанина А.А. Филатова, рабочего Путиловского завода, устроился учеником в булочную. В 1913 г., прибавив к своему возрасту год, пошел на Путиловский завод, где обучился на токаря и проработал до начала 1918 г. Среднее образование получил в вечерней школе.

В марте 1917 г. вступил в РСДРП(б) . Участник Октябрьской революции и Гражданской войны. Окончил ВВИА имени Н. Е. Жуковского в 1928 году. С 1928 года работал в научном автомоторном институте, а затем в ЦИАМ занимался конструированием и созданием дизелей.

Был осуждён и в 19381942 годах находился в заключении, работая в моторной группе особого техбюро НКВД. В 19421960 годах являлся главным конструктором на различных заводах.

Дизели конструкции Чаромского (М-40, АЧ-30Б и АЧ-40) применялись в авиации (в том числе на дальних бомбардировщиках) и в танках. До сих пор на танках применяются дизели семейства 5ТД, при создании которых Чаромский был научным руководителем.

В соответствии с недавно открытыми материалами из архива КГБ СССР (имеются копии с оригинальных документов) выяснилось, что Чаромский А. Д. в 1937 году давал показания, на основании которых, среди прочих руководителей авиационной промышленности, были осуждены руководители авиационного завода № 24 им. Фрунзе: Израиль Эммануилович Марьямов (директор), Михаил Александрович Колосов (технический директор) и Георгий Петрович Судаков-Билименко (начальник производства; расстрелян).