6-дневная велогонка


6-дневная велогонка (англ. Six-day racing) длится шесть дней. Общее гоночное время составляет не менее 24 часов[1].

Шестидневная велогонка появилась в XIX веке в Великобритании, распространилась во многих регионах мира, была доведена до современного вида в США, а сейчас в основном проводится в Европе. Первоначально это была индивидуальная гонка, победителем являлся набравший больше кругов. Со временем формат был изменён, чтобы допустить команды (обычно из двух гонщиков): один гонщик на трассе, в то время как другой отдыхает. Режим 24 часа в день также был смягчён, и большинство 6-дневных велогонок включают шесть вечерних гонок, как правило, с 18:00 до 2:00, на крытых велотреках. Побеждает команда, которая набрала больше кругов. При равенстве кругов, победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков, выигранных на промежуточных финишах (гонка по очкам).

Первые шесть-дней были гитом в зале Сельского хозяйства[англ.] в Ислингтоне, Лондон в 1878 году, когда профессиональный гонщик Дэвид Стэнтон предложил пари, что он проедет 1000 миль за шесть последовательных дней, по 18 часов в сутки. М-р Дэвис поставил £100, ставку приняла газета Sporting Life. Стэнтон стартовал в 6 утра 25 февраля на высококолесной машине (penny-farthing) и через 73 часа выиграл пари. Он ехал со средней скоростью 13,5 миль/час[2].

Шестидневная гонка с участием более одного гонщика выросла из энтузиазма XIX века к выносливости и другим новым видам соревнований. Промоутер зала Сельского хозяйства (Agricultural Hall) провёл шестидневный сверхмарафон в апреле 1877 года. Пробег был достаточно успешным для другого промоутера, который в следующем году провёл там аналогичный сверхмарафон. Это вдохновило Генри Джона Этерингтона[3] организовать в 1878 году шестидневную гонку в том же зале, но для велосипедистов. Он рассчитывал привлечь 20 000 зрителей в день, как это было у скороходов.

«Велогонка началась в прошлый понедельник, и £150 предлагается в качестве призов; деньги будут распределены таким образом: £100[4] первому, £25 второму, £15 третьему и £10 четвёртому»[5].

Гонка началась в 6 утра 18 ноября; только четыре из двенадцати заявившихся были на старте. Хотя часто говорят, что первая шестидневная была нон-стоп событием без сна и без перерыва в течение шести дней, по регламенту разрешалось ехать 18 часов каждый день — с 6:00 до 24:00. На самом деле участники присоединялись к гонке по своему выбору и спали, когда они хотели.