71-402


71-402 «СПЕКТР-1» — российский четырёхосный трамвайный вагон, выпускавшийся ФГУП «Уральский завод транспортного машиностроения» (ФГУП «Уралтрансмаш») в начале 2000-х годов.

После распада Советского союза в Екатеринбурге, подвижной состав трамвая в котором преимущественно составляли вагоны производства чехословацкого предприятия ČKD Praha, в связи с экономической обстановкой выразили обеспокоенность тем, что покупать трамваи от этого производителя будет затруднительно. В связи с этим директор Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления того времени Г. С. Сергеев вышел с предложением к администрации города и области о создании трамвайного производства для города[1]. Губернатор Свердловской области Э. Э. Россель поддержал идею и дал старт инвестиционному проекту «СПЕКТР» (указ губернатора Свердловской области от 25.12.1995 № 56), ведущую роль в котором было суждено сыграть военному заводу ФГУП «Уральский завод транспортного машиностроения».

Разговоры о создании собственного трамвайного производства начались ещё в самом начале 90-х годов, и для этих целей был создан консорциум, изначально включавший в себя нижеследующие предприятия.

Генеральный заказчик программы «СПЕКТР» — ЕТТУ. Разработчиком конструкторской документации выступил ФГУП ГРЦ «КБ им. В. П. Макеева» (г. Миасс), куда для этих целей из Западного трамвайного депо Екатеринбурга был отправлен вагон модели Tatra T6B5SU (Т-3М) № 729. Также в проект вошли ЗСМК (г. Верхняя Пышма, производитель кузовов), ЕРТТЗ (г. Екатеринбург, производитель ходовой части), Баранчинский электромеханический завод (п. Баранчинский, поставщик электродвигателей). Производственные мощности рассчитывались, исходя из оптимистических оценок сохранения «советских» темпов обновления парка, то есть «СПЕКТР» готовился производить до 400 новых трамвайных вагонов в год.

Планам не суждено было сбыться, а наряду с экономическими трудностями проекта начали появляться и техническо-организационные. Из консорциума уже очень скоро вышел ЕРТТЗ, а к моменту разработки миасским КБ конструкторской документации из консорциума вышел и верхнепышминский ЗСМК. Консорциуму был нужен новый партнёр, который смог бы взять на себя весьма трудоёмкую часть работы — сборку кузовов и тележек вагонов. Так к 1995 году в консорциум вошёл военный завод ФГУП «Уралтрансмаш». Таким образом, образовавшаяся вакансия была закрыта, а ещё одним партнёром проекта стал Новосибирский НИИ электропривода, которому была поручена разработка нового асинхронного тягового привода. В соответствии с принятым классификатором подвижного состава, заводу присвоили индекс 4, а первенца обозначили 71-401.