ASCII-графика


ASCII-гра́фика (читается как «эски» от англ. ASCII artwork) — акцидентная графика, использующая символы ASCII на моноширинном экране компьютерного терминала (терминальный сервер) или принтера для представления изображений. При создании такого изображения используется палитра, состоящая из буквенных, цифровых символов и символов знаков пунктуации из числа 95 символов таблицы ASCII. По причине высокой вероятности различий в представлении на системах с национальными вариантами таблицы остальные 160 символов, как правило, не используются (могут быть использованы символы псевдографики).

Исторически предшественником ASCII-арта были образцы арабского и персидского каллиграфического письма бисмилла, в котором буквы каллиграфической надписи образуют рисунок. В Европе близкие к ASCII-арту изображения начали появляться в XVIII—XIX веке. Одним из их проявлений стал фигурный текст в поэзии — каллиграммы. Общеизвестным примером может стать поэзия Гийома Аполлинера, активно использовавшего каллиграммы в своих стихах. Ещё один общеизвестный пример — творчество Льюиса Кэрролла (например, в произведении «Алиса в Стране чудес»).

С изобретением пишущей машинки в середине XIX века создание изображений с помощью литер стало восприниматься как вид искусства. В 1890-х годах производители печатных машинок и агентства по найму и обучению секретарш устраивали конкурсы на самый быстрый набор текста, а также на самый лучший рисунок, созданный с помощью машинки. Один из наиболее ранних сохранившихся примеров такого искусства — рисунок бабочки, созданный в 1898 году Флорой Стэйсси и опубликованный в журнале «Pitman’s Phonetic Journal» от 15 октября 1898 года. Картинка составлена из множества скобок, дефисов, звёздочек, точек и нескольких прописных букв «O».

Во второй половине 1920-х годов в Советской России создание изображений с помощью наборной кассы стало одним из популярных приемов оформления книги. Мастером такого оформления являлся график-конструктивист Соломон Телингатер. Также активно участвовали в создании абстрактных композиций для изданий и другие представители конструктивистского направления[1].