Avro Canada CF-100 Canuck


Avro Canada CF-100 Canuck — канадский двухместный реактивный перехватчик/истребитель, разработанный и произведенный авиастроительной компанией Avro Canada. Является единственным канадским истребителем, доведенным до стадии массового производства.

Работа над истребителем началась в октябре 1946 года по заданию Королевских ВВС Канады (RCAF), которым требовался реактивный истребитель-перехватчик, пригодный для дальних патрульных миссий и всепогодных операций. 19 января 1950 года прототип CF-100 Mark 1, оснащённый парой турбореактивных двигателей Rolls-Royce Avon RA 3 совершил свой первый полет. В дальнейшем как предсерийные, так и серийные самолёты были оснащены двигателем Avro Orenda собственной разработки Avro Canada.

Летные испытания показали, что CF-100 обладает относительно коротким взлетным пробегом и высокой скороподъемностью, что делает его хорошо подходящим для своей роли перехватчика. 18 декабря 1952 года командир эскадрильи Януш Жураковский, главный летчик-испытатель компании Avro, на прототипе CF-100 Mk 4 при пикировании с высоты 9100 м (30 000 футов) преодолел звуковой барьер, сделав этот тип самолёта первым прямокрылым реактивным самолётом, достигшим управляемого сверхзвукового полета.

CF-100 в основном нёс службу в Королевских ВВС Канады и канадских Вооруженных силах, а также был закуплен в небольших количествах Бельгией для оснащения бельгийских ВВС.Принятый на вооружение в 1952 году, в период Холодной войны CF-100 обычно размещался на базах НАТО в Европе и в Северной Америке в составе североамериканского Командования воздушно-космической обороны (NORAD). Также Avro Canada CF-100 поставлялся в оперативные учебные подразделения и часто использовался для выполнения других второстепенных задач, включая воздушную разведку и радиоэлектронную борьбу.

В начале 1950-х годов модификация CF-100, истребитель Avro Canada CF-103, получил стреловидное крыло и способность развивать околозвуковые скорости, однако позже работы по CF-103 были свёрнуты. В 1981 году все остававшиеся в RCAF CF-100 были сняты с вооружения, будучи заменёнными новыми истребителями McDonnell Douglas CF-18 Hornet.

В последние годы Второй мировой войны официальные лица Канады пришли к выводу, что дальнейшее развитие самодостаточной местной военной авиационной промышленности будет иметь значительную национальную ценность и что новая область реактивного движения сулит большие перспективы. Уже в июле 1944 года Канада приступила к работе над собственной программой турбореактивных двигателей, создав экспериментальную силовую установку Avro Canada Chinook.