Belfast and County Down Railway


Belfast and County Down Railway (BCDR) — бывшие ирландская (позже северо-ирландская) компания и железнодорожная сеть, связывавшая Белфаст с городами графства Даун. Компания была основана в середине XIX века и национализирована Ulster Transport Authority в 1948 году. На линиях сети использовалась ирландская колея (1600 мм). Все линии, за исключением связывающей Белфаст с Бангором, были полностью закрыты в 1950-х годах и по большей части разобраны.

Компания была основана 26 июня 1846 года и открыла движении на линии между Белфастом и Холивудом 2 августа 1848 года. Эта линия была продлена до Бангора к 1 мая 1865 года, дню открытия на этом участке движения, компанией Belfast, Holywood and Bangor Railway (BHBR). BHBR позже, в 1884 году, была выкуплена BCDR. Линию на Даунпатрик компания открыла для движения 25 марта 1859 года. В 1858 году была построена ветка до Баллинахинх. Линия от Даунпатрика до Ньюкасла была открыта для движения 25 марта 1869 года компанией Downpatrick, Dundrum and Newcastle Railway, поглощённой BCDR 14 июля 1884 года. Участок до Ардгласса был построен к 1892 году. Ответвление от Ньюкестля до Каслуэллан открылось для движения 24 марта 1906 года[1].

BCDR обслуживала порядка 130 км путей: 2 основные линии — от Белфаста до Бангора и Даунпатрика, и 5 веток. Наибольшая протяжённость, 66 км, была у линии от Белфаста до Каслуэллан. Почти все паровозы были построены компанией Beyer-Peacock, за исключением № 2, производства Harland and Wolff. На 1948 год в собственности компании находилось 29 локомотивов. Два паровых вагона, производства Kitson & Co., были приобретены в 1905 году. Локомотивное депо находилось у вокзала компании, Белфаст Квинс-Квей, и проработало до 1950 года. Там же располагались вагонные мастерские, открывшиеся в 1886 году, и последние вагоны для компании были построены в 1923 году[1].

Движение поездов осуществлялось по маршрутам: Белфаст(Квинс-Квей) — Бангор, Белфаст(Квинс-Квей) — Комбер, Комбер — Даунпатрик, Комбер — Баллинахинх, Комбер — Донахади, Даунпатрик — Ардгласс, Даунпатрик — Ньюкестль — Каслуэллан

В собственности компании было несколько пароходов, на которых она осуществляла пассажирские перевозки между Белфастом и Ларном с 1893 года по 1918 год[2]. Среди принадлежавших BCDR следующие пароходы:

В 1946 году стормонтское правительство объявило о необходимости единого управления всем транспортом в Северной Ирландии и в соответствии с Северо-Ирландским Транспортным Законом 1948 года национализировало железные дороги. К 1 октября 1948 года железнодорожная сеть Belfast and County Down Railway полностью перешла под управление Ulster Transport Authority(UTA).