Boeing 2707


Boeing 2707 — проект американского сверхзвукового пассажирского самолёта, разрабатываемый в 1960 годах, и свёрнутый в 1971 году.

Разработка велась компанией Boeing в рамках программы по созданию отечественного сверхзвукового пассажирского самолёта (National Supersonic Transport), объявленной президентом Джоном Кеннеди 5 июня 1963 года. Предполагалось, что самолёт будет иметь максимальную скорость полёта (2650 км/ч при дальности до 7150 км и пассажировместимости до 600 человек (до 300 в варианте 750—400).31 декабря 1966 года проект компании Boeing был выбран государственной комиссией из трёх предложенных к конкурсу: другие два проекта были представлены компаниями North American и Lockheed Martin.

Самолет Boeing 2707 проектировался как широкофюзеляжный лайнер. Отличительной характеристикой его, среди прочих, было заявлено крыло изменяемой геометрии, что никогда ранее не применялось в пассажирских самолётах (хотя уже на этапе проектирования в силу технических трудностей инженерам пришлось отказаться от такого крыла и разработать крыло классической схемы, а также более короткий фюзеляж без горизонтального оперения).

В ходе развития проекта был выполнен большой объём научно-исследовательских работ. Но с дальнейшим развитием программы возникли трудности, и не только технологические. Так, значительное внимание общественности было привлечено к проблеме звукового удара, характерного для сверхзвуковых самолётов. Данная проблема была очевидна. Так, в ходе испытаний военного самолёта XB-70 около Оклахома-Сити в 1964 г. из-за звукового удара вдоль трассы полёта шириной около 26 км владельцы домов подали большое число исков к ВВС — всего более пятнадцати тысяч на общую сумму 12 845,32 долл., главным образом — по возмещению ущерба за разбитые стекла и неудобства.

Выдвигались опасения, что большой флот сверхзвуковых пассажирских самолётов в связи с выбросом их двигателями оксидов азота нанесёт вред стратосфере и озоновому слою. Имели место, по-видимому, и внутриполитические мотивы: так, сенатор от демократической партии штата Висконсин Уильям Проксмир в рамках кампании по сокращению бюджетных расходов резко критиковал программу создания самолёта.

Очевидное отставание от других стран, создающих сверхзвуковые пассажирские самолёты — советского Ту-144 и совместного франко-британского самолёта Concorde — лишило программу возможности установления политического приоритета.