Bugatti Type 13


Bugatti Type 13 — спортивный автомобиль, созданный Этторе Бугатти. Автомобиль был первым успешным проектом Этторе Бугатти и положил начало серийному производству. История автомобиля начинается в 1910 году после того, как компания построила собственный завод в Мольсеме.

Автомобиль являлся развитием Bugatti Type 10 - первого автомобиля Этторе Бугатти. Сразу после создания автомобиль стал участвовать в гонках. Но тут планам компании помешала Первая мировая война. После войны Этторе Бугатти вновь вернулся к своему детищу и внёс ряд улучшений. В 1919 году автомобиль Type 13 получил улучшенный двигатель с четырьмя клапанами на каждом цилиндре, что сделало его одним из первых серийных автомобилей с таким типом двигателя.

После победы в гонках в Брешиа в 1921 году, Bugatti Type 13 стал называться "Brescia" и принёс компании мировую славу.

На Type 10 установлен рядный четырёхцилиндровый двигатель собственной разработки Этторе Бугатти с верхним расположением распредвала в блоке цилиндров, который представлял одно целое с головкой и крепился к картеру коленчатого вала (двигатель типа "моноблок", стандартный для того времени). Для того времени это было редким решением. Двигатель был небольшим: диаметр цилиндра 62 мм, ход поршня 100 мм, рабочий объём 1208 куб. см и развивал 10 л.с. (в других источниках 12 л.с.). Этого было достаточно для лёгкого двухместного автомобиля, масса которого в разных источниках указана как 320 и 365 кг. Автомобиль имел открытый кузов без дверей с неразрезными мостами спереди и сзади.

По окончании контракта с Deutz Этторе направился в регион Эльзас, тогда ещё входивший в состав Германской империи, в поисках завода, чтобы начать производство собственных автомобилей. После Первой мировой войны Эльзас снова стал частью Франции, а вместе с ней и Bugatti.

Автомобиль был сохранён и получил прозвище «la baignoire» («ванна») персоналом завода в Mольсеме в более поздние годы из-за формы кузова, не имевшего дверей. Этторе восстановил его в 1939 году и перекрасил в оранжево-красный цвет, в связи с чем автомобиль получил новое прозвище «le Homard» («Омар»). Во время Второй мировой войны он был перевезён в Бордо и оставался там в течение десятилетий. Сегодня машина находится в Калифорнии в руках частного коллекционера.