Sud Aviation Caravelle


Sud Aviation Caravelle («Каравелла») — марка французских пассажирских турбореактивных самолётов средней дальности, производившихся Национальным промышленным авиационно-космическим обществом (Societé Nationale Industrielle Aérospatiale) с 1955 года (серийно с 1958 года) до 1972 года.

С 1946 года ведущие французские авиационные фирмы прорабатывали конструкцию реактивного транспортного самолёта. В 1951 году, созданный французским правительством комитет по поддержке разработок гражданских самолётов с реактивными двигателями, выработал требования к реактивному ближнемагистральному пассажирскому самолёту. Техническими условиями предусматривалось создание среднемагистрального авиалайнера на 55-65 пассажиров с полезной нагрузкой 6000-7000 кг, крейсерской скоростью 620 км/ч и дальностью 2000 км. Был объявлен национальный тендер. Победителя тендера ждал денежный приз и контракт на постройку двух прототипов[1].

В январе 1952 года свои проекты на конкурс представили три фирмы. Комитет по гражданской авиации для дальнейшей работы выбрал фирму SNCASE, которая предложила проект X-210, но предложил переработать представленный проект под два более мощных двигателя. Доработанный проект с турбо-реактивными двигателями "Rolls-Royce RA-16 Avon" был представлен комитету в июле 1952 года, а в через два месяца фирма получила уведомление о победе в конкурсе. самолёт получил название SE-210 Caravelle[1].

При проектировании самолёта фирма SNCASE тесно сотрудничала с британской фирмой de Havilland, которые предоставили свои разработки по первому пассажирскому реактивному самолёту "Comet-1". От британского самолёта практически целиком была взята носовая часть фюзеляжа с кабиной экипажа и оборудованием. Это сотрудничество позволило не только снизить расходы, но и сократить время на разработку[1].

В январе 1953 SNCASE получил заказ на строительство двух прототипов для летных испытаний и двух для испытаний на прочность и усталость. Макет самолёт был продемострирован на авиасалоне в Ле-Бурже. Первый прототип для летных испытаний был выкачен из заводского ангара в апреле 1955 года[1].

Первый полёт продолжительностью 41 минута прототип выполнил 27 мая 1955 года. Полёт прошел без замечаний. За первый год испытаний самолёт налетал более 400 часов, выполнив 170 полётов. В процессе испытаний первого прототипа проводился взлёт и полёт самолёта с одним работающим двигателем, испытания в условиях обледененения, проводилась оценка взлётно-посадочных характеристик. В процессе испытаний было выявлено несколько конструктивных недостатков, которые учли при доработке второго прототипа[1].