Carden-Loyd Mk VI


Карден-Ллойд Модель VI (англ. Carden-Loyd Mk VI, Carden Loyd Tankette) — английская танкетка 1930-х годов.

Была предназначена для подразделений моторизованной пехоты вооружённых сил, для повышения тактической подвижности пехоты — обеспечению непрерывной поддержки её движения огнём, путём быстрого перемещения станковых пулемётов во время боя с одной огневой позиции на другую.

В СССР в 1934 году в специальной литературе именовались гусеничными пулемётовозами Карден-Ллойда[2].

В начале 1920-х годов возникла идея одноместного танка используемого в качестве бронированной машины поддержки пехоты. Майор Жиффар Мартель построил первые такие машины в своем гараже. Сэр Джон Карден и Вивиан Лойд подхватили эту идею и с 1927 года также строили небольшие танки в своей компании «Carden-Loyd-Tractors Ltd». Первоначально это были одноместные танки на колесно-гусеничном шасси (Mk.I). В ходе разработки они были преобразованы в двухместные танки, которые сначала были колесно-гусеничными, а затем и полностью гусеничными машинами. Компания Vickers-Armstrong, купившая вышеупомянутую CLT Ltd. Строили и продавали эти машины по всему миру. Всего было построено около 450 машин серии Carden-Loyd в различных модификациях. Такая техника хотя очевидно не идеальная для боевого применения подкупала своей относительной дешевизной. Варианты Vickers-Carden-Loyd Mk.VI и VI b были наиболее совершенной формой этих танкеток, до 1935 года было построено 348 экземпляров. Из них 325 использовались только британской армией, в основном в качестве разведывательных машин.

Последняя версия, Carden-Loyd «Patrols», уже имела вращающуюся башню и являлась переходом к линейке башенных танкеток (которые в СССР выделяли в категорию малых танков) Vickers Light Tank.

На базе танкетки были созданы тягачи для гаубиц и пушек, модификации для прокладки кабеля, транспортёры боеприпасов и горючего.