Cessna T-37 Tweet


Cessna T-37 Tweet[1] (Внутрифирменное обозначение — «Модель 318»[2]) — реактивный учебно-тренировочный (в модификации T-37C — учебно-боевой) самолёт, в течение нескольких десятилетий использовавшийся ВВС США и ряда других государств в качестве самолёта начальной лётной подготовки (в ВВС США был сменён самолётом Raytheon T-6 Texan II). Созданный на его основе лёгкий штурмовик A-37 Dragonfly применялся во время Войны во Вьетнаме, а в настоящее время продолжает находиться на вооружении ряда государств.

Весной 1952 года ВВС США выпустили запрос на подачу предложений по программе TX (англ. Trainer Experimental — Экспериментальный учебно-тренировочный самолёт), содержащий техническое задание на проектирование лёгкого двухместного самолёта, предназначенного для начальной лётной подготовки будущих пилотов реактивных самолётов. Фирма Cessna в ответ на этот запрос предложила проект двухдвигательного реактивного самолёта с низкорасположенным прямым крылом, корневая часть которого переходила в мотогондолы, и размещением обучаемого и инструктора «плечом к плечу», носивший внутрифирменное обозначение «Модель 318». Представители ВВС положительно оценили такую компоновку мест экипажа, так как, по сравнению с тандемной компоновкой, оно позволяло обучаемому и инструктору взаимодействовать друг с другом более тесным образом. Весной 1954 года компания Cessna получила от ВВС контракт на дальнейшую разработку самолёта и постройку трёх опытных лётных экземпляров и одного изделия для статических испытаний. Первый полёт самолёта, получившего военное обозначение XT-37, состоялся 12 октября 1954 года[3].

Широкая колея шасси (4,3 м) и компоновка с носовой стойкой облегчали машине руление, а малая высота шасси позволяла исключить потребность в стремянках и лесах при наземном обслуживании. Также обслуживание облегчалось наличием более 100 съёмных панелей и люков доступа. Опытная бригада техников могла осуществить замену двигателя в течение получаса.

Высокая аэродинамическая чистота самолёта вынуждала использовать при посадке тормозной щиток, размещённый за нишей уборки носовой опоры шасси. Для предотвращение попадания в двигатель инородных объектов при взлёте/посадке (вследствие малого расстояния от воздухозаборника до земли) при выпуске шасси воздухозаборники двигателей снизу экранировались специальными щитками. На XT-37 были установлены два ТРД Continental-Teledyne J69-T-9 тягой по 420 кгс (4,1 кН), представлявшие собой лицензионную копию французских двигателей Turbomeca Marboré.

Вес пустого самолёта составлял около 2300 кг. Испытания показали, что самолёт способен развивать максимальную скорость 630 км/ч, имея дальность 1505 км. Отсутствие герметизации кабины экипажа ограничивало (в соответствии с нормативными документами ВВС США) потолок величиной 7600 м.