Chanel No. 5


По легенде, Коко Шанель попросила Эрнеста Бо создать «искусственный женский аромат, который пахнет Женщиной», подчеркнув, что под «искусственным» ароматом она имеет в виду новый, созданный человеком аромат. В Первую мировую войну Эрнест Бо служил в Кольском Заполярье и любил подниматься к озеру, лежащему над Мурманским торговым портом. В своих мемуарах Бо писал, что создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны: «Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы…».

Создавая первый аромат Chanel, Бо экспериментировал с альдегидами — синтетическими цветочными запахами (запах свежести Cucumis sativus). Эрнест Бо заявил, что «он ценил <…> искусственность, ту, которая противоречит природе, а не ту, которая <…> пытается подражать ей»[3]. Бо стал парфюмером, которому удалось построить на основе молекул альдегидов аромат[4]. Название Chanel № 5, возможно, было выбрано потому, что Коко Шанель выбрала из десяти вариантов аромата пятый. К тому же «пять» было любимым числом Коко Шанель.

Была проведена презентация аромата. До сих пор фабриканты, наиболее знаменитым из которых был Рене Лалик, пытались создать флаконы с необычной формой.

Наперекор этому Габриель, одержимая идеей аскетизма и простоты, предложила простой флакон в форме параллелепипеда. Единственные следы намерения декорировать его относятся к 1924 году. Имеются в виду гранёная «под изумруд» пробка и скошенные и закруглённые по краям грани самого флакона. Габриель решила сделать акцент на ценности содержимого, а не тары.

Этикетка состоит из белого прямоугольника и контрастных чёрных букв. На упаковке написано: Chanel. К пробке флакона была привязана круглая печать. Информация некоторых "историков моды" о том, что именно на флаконе духов в 1921 году появился логотип из двух переплетённых букв C, не соответствует действительности: вплоть до 1960-х годов на флаконах отчетливо видна одна буква С.

Когда новый парфюм был готов, Габриель не спешила начать его продажу. Вместо этого она подарила флакон подругам из богатых кругов. Об аромате узнали многие, вскоре образовался тайный клуб любительниц «Chanel Nº 5». Когда же флаконы были пущены в продажу (они продавались в Доме Шанель в Париже по адресу рю Камбон, 31), новый аромат стал достаточно популярным среди покупателей.