Cluster


Cluster — немецкий электронный дуэт из Берлина, созданный в 1971 году Хансом-Йоахимом Роделиусом и Дитером Мёбиусом и связанный с западнонемецкими музыкальными сценами краут-рока и kosmische[2]. Группа родилась из более ранней берлинской группы Kluster, после распада которой дуэт переехал в 1971 году в сельскую деревню Форст, Нижняя Саксония, где построили студию и сотрудничали с такими музыкантами, как Конни Планк, Брайан Ино и Михаэль Ротер; с последним они сформировали влиятельный сайд-проект Harmonia. После первого расформирования в 1981 году Cluster воссоединялись несколько раз: с 1989 по 1997 год и с 2007 по 2010 год[3].

AllMusic описал группу как «самую важную и неизменно недооцененную группу спейс-рока 70—ых»[2]. Историк музыки Джулиан Коуп помещает три альбома Cluster: «Cluster II» (1972), «Zuckerzeit» (1974) и «Sowiesoso» (1976), в свой Krautrock Top 50[4], а также The Wire помещает дебютный альбом в список «One Hundred Records That Set the World on Fire» (с англ. — «Сто Записей, Которые Подожгли Мир»)[5].

Ханс-Йоахим Роделиус, Дитер Мёбиус и Конрад Шнитцлер познакомились в Zodiak Free Arts Lab в 1969 году. Затем трио основало экспериментальную группу Kluster[6]. Трио записало два альбома — «Klopfzeichen» и «Zwei-Osterei» — которые спонсировала церковь. Именно тогда они познакомились со звукоинженером Конни Планком, с которым работали вплоть до его смерти в 1987 году. В общей сложности было выпущено и продано по 300 копий каждой пластинки. Третий и последний альбом Kluster, «Eruption», был записан вживую в 1971 году во время последнего совместного концерта трио. Конрад Шнитцлер покинул Kluster в середине 1971 года, ненадолго, чтобы продолжить работу с группой Eruption, а затем заняться сольной карьерой. После того, как первоначальный состав Kluster распался, Роделиус и Мёбиус продолжили использовать англицизированную версию названия — Cluster, первоначально вместе с Конни Планком, а с 1972 года и далее как дуэт.

Первый релиз Cluster, одноимённый дебют, выпущенный в 1971 году на Philips, стал первым релизом музыкантов на крупном лейбле. Предыдущие работы Kluster были выпущены небольшими тиражами или под частными лейблами тиражом не более 300 экземпляров. Этот альбом и последующие за ним 1972 года стали музыкальным мостом между авангардным, диссонирующим, протоиндустриальным звучанием Kluster и более мягкими и контролируемыми эмбиентными и рок-звуками их альбомов середины-конца 70-х.