Dasein


Да́зайн (нем. Dasein МФА: [ˈdaːzaɪ̯n]о файле) — немецкое философское понятие, обычно ассоциируемое с учением Мартина Хайдеггера. «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Обычный его философский и обиходный смысл — «существование», «экзистенция»; так оно и переводится на русский за двумя исключениями: для текстов Гегеля используется перевод «наличное бытие», а в языке Хайдеггера оно считается непереводимым. Варианты перевода: «вот-бытие», «здесь-бытие», «се-бытие», «существование здесь», «присутствие», «бытие присутствия». Также встречается перевод «сиюбытность». Иногда используются транслитерация (как в настоящей статье) и немецкое написание.

В философском смысле термин Dasein использовал ещё Шеллинг в «Системе трансцендентального идеализма» (1800): Das ganze Dasein der Mathematik beruht auf der Anschauung[1] (Все бытие математики полностью основано на созерцании)[2]

Также термин Дазайн в значении существа/существования использует Ницше в работе «Так говорил Заратустра» (1883): Unheimlich ist das menschliche Dasein (жутко человеческое существование — I:7)

Дазайн — сущее, которое обладает способностью вопрошать о бытии. Дазайн — главное понятие основополагающего труда Хайдеггера Бытие и время. Дазайн — «сущее, в бытии которого речь (дело) идет о самом этом бытии»[3]. Согласно А. В. Ахутину, выражение «дело идет…» («es geht um») означает, что Дазайн не просто есть, но «отнесено к своему бытию (…), не просто находится в бытии, но обходится с ним»[4].

Дазайн — это сокровенная способность в человеке, которая понимает бытие вообще.Дазайн бытийствует как экзистенция.

Через выявление экзистенциальной структуры дазайн человек может обрести смысл бытия. Эти структуры называются экзистенциалами. Как способ существования человека, экзистенциалы предшествуют категориям и понятиям. Такое предшествование лежит в основе феномена понимания и является его пред-структурой.