Dassault Étendard


Дассо́ «Этанда́р» (фр. Dassault Étendard, фр. Étendard — Штандарт) — французский сверхзвуковой палубный истребитель-бомбардировщик и самолёт-разведчик. Долгое время состоял на вооружении Авиации ВМС Франции. Дассо Этандар стал первым[2] реактивным палубным самолётом французского производства. В качестве самолёта-фоторазведчика применялся НАТО для полётов над Косово в 1999 году.

Корейская война 1950-53 показала все преимущества реактивной авиации над поршневой и ведущие авиационные державы вели работы в этом направлении. Для удовлетворения потребностей собственных вооружённых сил, по инициативе Министерства обороны, во Франции также началась работа по созданию собственного боевого самолёта, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе, а также способного к нанесению ударов по наземным целям и непосредственной поддержке войск.

Стремясь «догнать» СССР, США и Великобританию, достигших к тому времени немалых успехов в этом направлении, во Франции были начаты такие проекты как SNCASO[3] Тридан (фр. Trident), SFECMAS[4] Жерфо II (фр. Gerfaut II), GAMD[5] Мираж I (фр. Mirage I) и SNCASE[6] Дюрандаль (фр. Durandal). По соображениям безопасности и надёжности, будущий самолёт должен был иметь два двигателя. Ведущие французские авиационные предприятия, участвовавшие в конкурсе, предложили свои проекты перспективного боевого самолёта, из которых, в декабре 1953 года, были отобраны два: Breguet Br.1100 и Dassault Mystère XXII. Оба самолёта были оснащены парой двигателей Turboméca Gabizo с тягой 1100 кг каждый.

Со своей стороны НАТО, по инициативе тогдашнего главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генерал-полковника Лориса Норстэда (англ. Lauris Norstad), в апреле 1954 года объявила тендер на создание многоцелевого лёгкого истребителя для различных европейских производителей (программа LWTSF — Light Weight Tactical Strike Fighter, англ. Лёгкий тактический ударный истребитель).

В то время в Генеральных штабах европейских государств, обсуждались возможные сценарии нападения СССР и его союзников на одну или несколько государств членов НАТО. Предполагалось, что, в случае советского ядерного нападения, одной из важнейших целей для противника будут авиабазы. Нужен был самолёт, способный не только защитить собственные авиабазы, но и нанести контрудар по объектам инфраструктуры противника (аэродромам, дорогам, мостам и т. д.).

Как ответ на потребности рынка компанией Дассо Авиасьон было создано несколько прототипов перспективного самолёта, один из которых, в будущем, будет запущен в серию как Étendard IVM/P.