Demologos


Военный пароход «Демологос»(лат.  Demo Logos — Глас Народа), также известный как «Фултон» — первый в мире паровой военный корабль. Был построен в США по проекту Роберта Фултона, для защиты гавани Нью-Йорка во время англо-американской войны 1812-1815 года. В боевых действиях не участвовал; большую часть карьеры провел в резерве и погиб от взрыва пороха в 1829 году.

Во время англо-американской войны 1812—1815 годов, англичане, активно используя своё значительное превосходство на море, установили блокаду американского побережья, прерывая американскую морскую торговлю, коммуникации и препятствуя выходу в море американских приватиров. Значительно уступающий британскому, американский флот не имел большого числа военных кораблей, способных снять блокаду, и не мог обзавестись ими в разумное время. Единственным способом изменить положение дел на море для американцев была технологическая импровизация.

В 1814 году Конгресс США одобрил предложение инженера Роберта Фултона: построить для обороны гавани Нью-Йорка плавучую батарею с паровым двигателем. Такой корабль, за счет своей не зависящей от ветра мобильности, имел бы существенные преимущества над обычными парусниками в мелких прибрежных водах. Кроме того, отсутствие мачт и парусов позволяло значительно увеличить защищенность корабля по сравнению с обычными.

Корабль под названием «Демологос» был заложен 20 июня 1814 года на частной верфи в Нью-Йорке. Постройка продвигалась довольно быстро, и 29 октября корабль был уже спущен на воду. После смерти Фултона в январе 1815 г. корабль был переименован в «Фултон» в его честь[1].

Будучи первым в мире паровым военным кораблём, «Демологос» представлял собой радикальный отход от принципов военного кораблестроения того времени. Он был двухкорпусным катамараном, водоизмещением около 1450 тонн, длина его составляла 46,69 метра, ширина 18 метров и осадка — 4 метра. Приводившее его в движение гребное колесо располагалось между корпусами, таким образом надёжно защищённое от вражеского огня.

Двигателем «Демологоса» служила паровая машина с единственным качающимся цилиндром, установленная в его левом корпусе: топки и котлы располагались в правом корпусе. Мощность паровой машины не превышала 120 лошадиных сил; при благоприятных погодных условиях корабль развивал ход до 5,5 узлов.