Харауэй, Донна


Донна Харауэй (англ. Donna Haraway, род. 6 сентября 1944, Денвер, США) — почётный профессор факультета феминистских исследований и факультета истории сознания Калифорнийского университета в Санта-Крузе. Харауэй считают одной из основоположниц киберфеминизма и «нового материализма», центральной фигурой в современной эпистемологии, феминистских (и не только) исследованиях науки и технологий и постгуманизме.[2] Автор эссе «Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х» (1985) и многочисленных статей и монографий по эпистемологии, современной философии, исследованиям науки и технологий, а также феминистской и квир-теории.[3] За книгу «Modest_Witness Second_Millennium.FemaleMan©Meets_OncoMouse™: Feminism and Technoscience» Харауэй в 1999 году была удостоена премии имени Людвига Флека, ежегодно присуждаемой за лучшую работу в области науки и технологий.

Донна Джин Харауэй родилась в 1944 году в Денвере, штат Колорадо. Отец Харауэй был спортивным журналистом «Денвер-Пост», а её мать, ирландская католичка, умерла, когда Харауэй было 16 лет. Харауэй посещала среднюю школу в Академии Св. Марии в Деревне Черри Хиллз, штат Колорадо и имела тройную специализацию в зоологии, философии и литературе в Колорадском колледже. После колледжа Харауэй переехала в Париж и изучала эволюционную философию и теологию в Фонде Тейяр де Шардена по стипендии Фулбрайта. Она защитила свою докторскую степень по биологии в Йельском университете в 1970 году, написав диссертацию о применении метафоры в формировании экспериментов в экспериментальной биологии под названием «The Search for Organizing Relations: An Organismic Paradigm in Twentieth-Century Developmental Biology», позднее отредактированная в книгу и опубликованная под заголовком «Crystals, Fabrics, and Fields: Metaphors of Organicism in Twentieth-Century Developmental Biology».[3] Харауэй с середины 1990-х стала настоящей академической звездой. Индексы цитирования её текстов постоянно растут, её называют «одной из главных феминистских теоретиков науки» (Lederman, 2002, p. 164) и «одной из немногих писательниц-феминисток, получившей статус автора и упоминаемой и цитируемой как феминистками, так и не феминистками» (Sofoulis, 2003, p. 63), а перед лекцией в Гарвардском университете она была представлена как «настолько знаменитая в академическом мире, насколько это возможно» (Grebowicz, Merrick, 2013, p. 10).[4] Влияние Х. на себя отмечала Анна Цинг[5].