Doom (серия игр)


Doom (стилизованное написание — DOOM) — серия компьютерных игр в жанре шутера от первого лица. Серия насчитывает 5 основных игр, первая из которых вышла в 1993 году, а последняя — Doom Eternal — 20 марта 2020 года, а также ряд ответвлений. Все 5 основных игр были разработаны компанией id Software, в то время, как разработка побочных игр доверялась в том числе и различным сторонним студиям.

События игр серии показываются с точки неназванного космического пехотинца, работающего на Объединённую Аэрокосмическую Корпорацию (англ. Union Aerospace Corporation, UAC) и сражающегося против полчищ демонов, для того чтобы выжить и спасти Землю от их нападения. Действие почти всех частей серии происходит на Марсе, его спутниках, Фобосе и Деймосе, в лабораториях ОАК или в Аду.

Оригинальная игра 1993 года является одной из первых игр от первого лица для IBM-PC-совместимых компьютеров с псевдотрёхмерной графикой, многопользовательским режимом, а также с поддержкой пользовательских модификаций. К большей части игр серии были выпущены многочисленные модификации. Сопутствующая продукция представлена комиксом, двумя одноимёнными фильмами и несколькими книгами по мотивам сюжета.

В 1992 году американская компания id Software выпустила Wolfenstein 3D, игру, которая была высоко оценена критиками, получила признание среди игроков и стала коммерчески успешной. После выхода игры Джон Кармак, один из программистов компании, начал заниматься изучением новых технологий для новых игр компании, пока остальная команда занималась разработкой игры Spear of Destiny, которую id Software должна была разработать по договору с компанией FormGen. Часть его наработок вскоре была использована в движке игры Shadowcaster, основными нововведениями которого стали изменение уровня освещенности, возможность текстурирования пола и потолка, а также изменение их высоты. Кевин Клауд, другой работник id Software, за несколько минут оценил все достоинства обновлённого движка и решил, что компании стоит воспользоваться всеми наработками в новой игре компании[1]. Разработка такой игры началась через некоторое время после выпуска Spear of Destiny. Когда команде нужно было придумать название для своего проекта, Джон Кармак вспомнил фразу из фильма «Цвет денег», где герой Тома Круза произносит фразу «Doom» (с англ. — «рок», «обречённость», «судьба»). В общей сложности на разработку Doom ушло 12 месяцев, вдвое больше времени, чем на разработку Wolfenstein 3D[2]. Как и прошлая игра студии Doom распространялась по условно-бесплатной схеме, где первый эпизод был бесплатным и выступал в качестве демоверсии. Условно-бесплатную версию игры id Software издавала самостоятельно, а в качестве издателя физических копий выступила компания GT Interactive. Первый эпизод был загружен на BBS 10 декабря 1993 года. The Ultimate Doom, дополненное издание Doom, добавило к трём эпизодам оригинальной игры один новый[3]. Данное издание было выпущено в 1995 году.