Кармак, Джон


Джон Д. Кармак II (англ. John D. Carmack II; род. 21 августа 1970 года, Канзас, США) — американский разработчик компьютерных игр; инженер в областях информатики, аэрокосмической техники[источник не указан 410 дней] и виртуальной реальности; предприниматель, соучредитель и совладелец компаний id Software и Armadillo Aerospace[2]. В 1991 году Кармак стал одним из основателей компании id Software, которая прославилась разработкой основополагающих игр в жанре FPS — Wolfenstein 3D, Doom, Quake, — ведущим программистом которых был Кармак. Его революционные методы программирования и уникальные дизайнерские решения Джона Ромеро способствовали популярности этого жанра в 1990-х годах.

Имя Джона Кармака помещено в Зал славы компьютерных игр  (англ.). В 1997 году Computer Gaming World поставил Джона Кармака на второе место в списке самых влиятельных людей в игровой индустрии за его вклад в развитие технологий[3]. В 2022 году он покинул Oculus, чтобы работать над своим стартапом Keen Technologies.

Кармак, сын телеведущего местных новостей, Стэна Кармака, вырос в штате Канзас и с ранних лет интересовался компьютерными технологиями. В книге Дэвида Кушнера Masters of Doom[4] описано следующее: «В возрасте 14 лет Кармак помог группе детей проникнуть в школу в неурочное время с целью кражи компьютеров Apple II, но во время взлома сработала бесшумная сигнализация. Джон был арестован и направлен на консультацию к психологу (отчёт врача заключал „отсутствие у Джона сопереживания к другим людям“) и приговорён к 1 году пребывания в доме для так называемых „сложных“ детей».[уточнить] На вопрос «Если бы тебя тогда не поймали, ты бы сделал это ещё раз?» Джон отвечал: «Да, возможно…» Однако во время предоставления врачебного заключения терапевт решил опустить слова «Если бы тебя тогда не поймали» в своём заявлении. В течение двух семестров учился в университете Миссури (Канзас-Сити), после чего начал карьеру независимого программиста.

В 2000 году Кармак учредил компанию Armadillo Aerospace, предназначенную для создания космических аппаратов[2].

В 2003 году Джон Кармак принял участие в создании книги Masters of Doom  (англ.), хроники id Software и её участников.