Аэрокосмическая техника


Зарождение аэрокосмической техники как науки можно наблюдать с конца XIX — начала XX веков, хотя работа сэра Джорджа Кейли датируется последним десятилетием XVIII века до середины XIX века. Один из самых важных людей в истории воздухоплавания[1], Кейли был пионером в области авиационной техники[2], в частности Кейли считается первым человеком, выделившим понятия подъемной силы и лобового сопротивления, влияющие на любой летательный аппарат в атмосфере. Ранее знания об авиационной технике во многом были эмпиричными, некоторые понятия и навыки были взяты из других областей инженерного дела[3]. Ученые поняли некоторые ключевые элементы аэрокосмической техники в XVIII веке. Много лет спустя, после успешных полетов братьев Райт, в 1910-е годы развитие авиационной техники произошло в результате необходимости в разработке военных самолетов для Первой мировой войны.

Первое определение авиационно-космической техники появилось в феврале 1958 года[4]. Оно объединяло атмосферу Земли и космическое пространство в единую сферу и тем самым охватило оба термина: самолеты (аэро) и космические аппараты (космос).

Самолётостроение является одной из наиболее прибыльных и в то же время наиболее капиталоёмких отраслей машиностроения. Немногие страны мира, из числа наиболее развитых государств, обладают полным циклом (макротехнологии) создания авиационной техники — такую промышленность имеют 5—6 государств, обладающие высокими технологиями.

Производство крупных пассажирских самолётов освоено всего несколькими государствами. Самые крупные из них — широкофюзеляжные самолёты — выпускают компании «Airbus» (ЕС) и «Boeing» (США); самолёты, рассчитанные на меньшее количество пассажиров, производятся в странах ЕС (компании «ATR» и «Saab AB»), в Канаде («Bombardier»), в Бразилии («Embraer»), в Иране (HESA), России (Объединённая авиастроительная корпорация) и на Украине (на Харьковском авиазаводе и «Антонове»).

Первым искусственным спутником земли стал космический аппарат "Спутник-1", запущенный 4 октября 1957 года СССР. В дальнейшем были достигнуты большие успехи в строительстве космических аппаратов для пилотируемых полётов, например корабль "Восток-1" стал первым космическим кораблем с человеком на борту (Юрий Алексеевич Гагарин), корабль "Апполон-11" стал первым кораблём доставившим человека на другое космическое тело (Нил Армстронг, Баз Олдрин на Луне) и изучения спутников и планет, например луноход "Луноход-1", марсоходы "Спирит", "Оппортьюнити", "Чжужун", а также дальнего космоса ("Вояджер", "Новые горизонты").

Производство ракетной техники и космических аппаратов сосредоточено, в основном, в США, России, Франции, Великобритании, Китае.