Airbus


Airbus (произносится по-английски Э́йрбас[2]; по-французски Эрбю́с[3], по-русски часто упоминается как Аэробус) — одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960-х годов путём слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Производит пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты под маркой Airbus.

Хотя компания считается «европейским» авиапроизводителем, с правовой точки зрения она является французским юридическим лицом со штаб-квартирой в Бланьяке (пригород Тулузы, Франция). В 2001 году согласно законодательству Франции была объединена в акционерное общество или «S.A.S.» (фр. Société par Actions Simplifiée — упрощённое акционерное общество).

На начало 1960-х годов на рынке авиалайнеров доминировали американские компании Boeing, McDonnell Douglas и Lockheed, европейские авиапроизводители не имели достаточных средств для разработки конкурентоспособных самолётов. В 1965 году начались переговоры об объединении ведущих компаний отрасли во Франции, Германии и Великобритании для разработки авиалайнера на 300 мест для полётов на средние дистанции. Вскоре Великобритания вышла из проекта, а французские и немецкие компании в мае 1969 года подписали соглашение, по которому в декабре 1970 года был создан консорциум G.I.E. Airbus Industrie, его штаб-квартира расположилась во Франции близ Тулузы, организационно он был устроен как groupement d’intérêt économique (G.I.E., группа экономических интересов). Учредителями стали французская компания Aérospatiale и немецкая Deutsche Airbus (позже ставшая Daimler-Benz Aerospace, в свою очередь она состояла из Messerschmitt-Bölkow-Blohm и VFW-Fokker). В 1971 году в консорциум вошла также испанская компания Construcciones Aeronauticas S.A. (CASA) с долей 4 %, а в 1979 году — британская Hawker Siddeley с долей 20 %. Большая часть фюзеляжа производилась в ФРГ, хвост — в Испании, крылья — в Великобритании, окончательная сборка и внутренняя отделка — во Франции; первоначально планировалось использовать двигатели Rolls-Royce plc, но из-за отставания от плана пришлось использовать продукцию General Electric. Первый полёт A300 совершил 28 октября 1972 года, а регулярная эксплуатация началась в мае 1974 года компанией Air France; к 1975 году поступили заказы на 40 авиалайнеров — самолёт вызвал интерес экономным расходом горючего, но большинство авиакомпаний отнеслись с недоверием к новому производителю. Число заказов начало расти быстрей после того, как американская Eastern Air Lines приобрела сразу 4 самолёта A300[4][5].