Saab AB


Saab AB — шведская авиастроительная и оборонная компания, в прошлом также была известна своими автомобилями. Основана в 1937 году как Svenska Aeroplan Aktiebolaget. Штаб-квартира находится в Линчёпинге. По объёму продаж продукции военного назначения (на которую приходится 90 % выручки) компания в 2021 году занимала 35-е место в мире[3].

Компания была основана в апреле 1937 года под названием Svenska Aeroplan Aktiebolaget («Шведская авиастроительная акционерная компания») для производства военных самолётов для вооружённых сил Швеции. Первоначально компания базировалась в Тролльхеттане, но в 1939 году она объединилась с авиационным подразделением шведской железнодорожной компании, предприятие которого размещалось в Линчёпинге, и штаб-квартира была перенесена туда. Первоначально компания начала производство моделей, разработанных компаниями Bristol, Junkers и Northrop, но в 1940 году совершил первый полёт бомбардировщик собственной разработки — Svenska B-17[4][5][6].

К концу Второй мировой войны, предвидя падение заказов на военные самолёты, компания начала разработку легкового автомобиля. Первый прототип был готов к 1946 году, а серийное производство модели Saab 92 началось в 1949 году. К 1955 году автомобили SAAB стали самыми популярными в Швеции, для удовлетворения спроса был построен новый завод в Гётеборге по производству комплектующих. Компания также продолжала разработку и производство военных самолётов, в основном реактивных истребителей. В 1956 году в Нью-Йорке была создана дочерняя компания — SAAB Motors Inc. — для экспорта легковых автомобилей в США.
В мае 1965 года компания сменила название на Saab Aktiebolag (Saab AB), к этому времени она выпускала не только самолёты и автомобили, но и спутники, ракеты и оборудование для электростанций[4].

В 1969 году Saab и Scania-Vabis объединились под названием Saab-Scania, также были поглощены две оборонные компании, Malmo Flygindustri и Nordarmatur. Также в 1969 году был открыт автомобильный завод в Уусикаупунки (Финляндия).
В 1972 году автомобильное производство было реорганизовано в два подразделения: Saab Car Division (легковые автомобили) и Scania Division (грузовые автомобили)[4].

В 1990 году General Motors за 600 млн долларов приобрела 50-процентную долю в подразделении легковых автомобилей; оно было преобразовано в совместное предприятие Saab Automobile AB. Компания Saab этой сделкой надеялась остановить падение продаж своих автомобилей в США, а GM — выйти на рынок престижных автомобилей в Европе. Также в 1990 году семья Валленбергов через инвестиционный холдинг Investor AB увеличила свою в долю в Saab с 36 до 58 %, а в 1991 году за 21 млрд шведских крон (2,3 млрд долларов) полностью выкупила акции компании. В 1994 году начался выпуск пассажирского самолёта Saab 2000, ориентированного на региональные авиалинии.