Ego (альбом The Tony Williams Lifetime)


«Ego» — третий студийный альбом американской фьюжн-группы The Tony Williams Lifetime. Альбом записан в феврале и марте 1971 года и в том же году был издан Polydor Records.

Альбом записан обновлённом составе — со времени записи «Turn It Over» ансамбль покинули Джон Маклафлин и Джек Брюс, который всё же принял гостевое участие в альбоме, спев на альбоме в композиции «Two Worlds».

Новыми участниками ансамбля стали гитарист Тэд Данбар, басист Рон Картер и сразу два перкуссиониста — Дон Алайас и Уоррен Смит.

Если первые альбомы Lifetime — особенно «Emergency!» — были революционными как в смысле эмоционального состояния музыки, так и с точки зрения своего исторического значения для развития джаза и фьюжна, «Ego» ознаменовал движение от революции к комфорту. Вместе с составом меняется и музыка ансамбля — она стала менее безудержной, более рафинированной. Расширение арсенала ударных инструментов привело к тому, что три из девяти пьес исполняются только на ударных без каких-либо других инструментов. Правда, назвать короткие «Clap City» и «Some Hip Drum Shit» полноценными сочинениями всё же трудно. Появляется латиноамериканская ритмика. На альбоме нашлось место психоделическому джему «There Comes a Time», в котором трудно уловить тему; спокойной, почти балладной «Circa 45», имеющей, напротив, ясную и простую мелодию (и яркое гитарное соло), и неистовой, драматичной «The Urchins Of Shermêse», более всех напоминающей ранние альбомы группы. В то же время обманчиво простая «Two Worlds» явилась своеобразной тихой кульминацией альбома.

Обозреватель AllMusic.Com Стюарт Мэйсон назвал «Ego» «самым странным альбомом группы», «мощным джаз-роком, сыгранным до того, как фьюжн стал мучительно унылым» и охарактеризовал стиль пластинки как «экспериментальную смесь пост-хард-бопа с самым ошалелым психоделическим роком»[1]. В его рецензии вокал в «Lonesome Wells» ошибочно приписывается Брюсу, в то время как последний спел на альбоме только в одном треке, «Two Worlds».

По словам Джованни Руссонелло (jazztimes.com), «„Ego“ имеет плавучее, медленно горящее изящество, которое для Lifetime было в новинку»[2].