Turn It Over


Turn It Over (англ. Поверни) — второй студийный альбом американской фьюжн-группы The Tony Williams Lifetime, записанный в Нью-Йорке в 1970 году и выпущенный в том же году Polydor Records. В составе группы, кроме троих участников первого состава, появился бас-гитарист Джек Брюс. Таким образом, вместе с Джоном Маклафлином, эта американская группа теперь наполовину состояла из британцев.

На втором альбоме группа в целом продолжала разрабатывать идеи своего дебюта Emergency!, что особенно заметно в мощных инструментальных опусах с насыщенным, динамичным звучанием — «To Whom It May Consern» (двухчастная открывающая альбом сюита авторства Чика Кориа), «Vuelta Abajo», «Allah Be Praised», «Big Nick» Джона Колтрейна. С другой стороны, появились более балладные номера, рассчитанные на песенный формат — «This Night This Song» и «Once I Loved» (последняя — кавер песни Антонио Карлоша Жобима). Вокалу Тони Уильямса заметно не хватает выразительности для балладного материала таких песен. Истинная новизна этих треков — не в пении Уильямса, а в создании невесомой, почти «эмбиентной», но при этом внутренне напряжённой текстуры[4][5].

«One Word» авторства Джона Маклафлина первоначально не входила в альбом и вышла отдельным синглом (вместе с «Two Worlds» с альбома «Ego» на второй стороне). Добавленная в качестве бонуса при переиздании на CD, она стала единственной песней, спетой Брюсом, и своеобразной эмоциональной доминантой всего альбома.

Лицевая сторона обложки представляет собой чёрный фон, на котором написано название группы и название альбома, заключённое в скобки:

Шрифты надписей в разных изданиях меняются. На оборотной стороне на чёрном фоне в середине — фотография Тони Уильямса, вокруг которой по спирали пущен текст с выходными данными — составом ансамбля, названиями композиций и их авторами. Примечательны ремарки, данные после описания первой стороны (треки 1-5): «PLAY IT LOUD» (слушать громко) и второй стороны: «PLAY IT VERY LOUD» (слушать очень громко).

В 1999 году американский басист и продюсер Билл Ласвелл полностью пересвёл альбом заново, используя исходные записи Polydor[5]. Четыре трека, которые перед выходом альбома были урезаны с целью вписать материал в хронометраж долгоиграющей пластинки, в версии Ласвелла представлены в нередактированных версиях. Добавлено три ранее неизданных трека, кроме того, Ласвелл изменил порядок композиций и не стал разделять «To Whom It May Concern» на две части[6]. Микс Ласвелла звучит несколько мощнее, объёмнее ранее выпущенного Verve Records ремастера, но особая его заслуга в том, что вокал Уильямса зазвучал намного благозвучнее и естественнее.