Кавер-версия


Ка́вер-ве́рсия, ка́вер (cover version, от англ. cover — покрывать), в популярной музыке — новое исполнение существующей (как правило, в аудиозаписи) песни кем-то другим, кроме изначального исполнителя[1]. Кавер-версией называют как простую, так и сложную обработку оригинала с элементами новой аранжировки.

Сборник, полностью состоящий из кавер-версий песен исполнителя или группы, называется трибьютом (от англ. tribute — дань, дар).

Артист, специализирующийся на исполнении кавер-версий, называется кавер-исполнителем, а группа, специализирующаяся на исполнении произведений одного коллектива — трибьют-группой[2][3].

Термин «кавер-версия» («кавер») появился в середине 1940-х годов[1]. Им обозначают музыкальное произведение, в котором используется и разрабатывается ранее уже известная мелодия или музыкальная тема[4], «переделанная» другим исполнителем[2][3].

Англоязычный термин cover version впервые стал активно использоваться в русскоязычной прессе в 1990-е годы в еженедельниках и газетах «Огонёк» (вещание.. было открыто.. кавер-версией известной арии из мюзикла. ОГ, 1995, 28; сборника кавер-версий. ОГ, 1996, 41; Каверверсия песни Бена И. Кинга из альбома «Рок-н-ролл» (1975). ОГ, 1998, 16.), «АиФ» (альбом кавер-версий. АиФ, 1994, 32; Разные группы исполнили свои кавер-версии песен этой легендарной [музыкальной] команды. АиФ, 1994, 23.), «Неделя» (кавер старого боевика 50-х «Shakin all over». Неделя, 14.10.99) и других[4][5].

В кавер-версии в известную авторскую композицию добавляются элементы новой аранжировки, это может быть нетипичное прочтение ранее записанной или исполнявшейся музыкальной темы с новыми инструментальными и другими изменениями. Интеллектуальные права кавер-версий и других видов повторных исполнений (таких как, интерпретация, обработка, ремейк) различаются и каждое из них имеет свои музыкально-правовые особенности[6].