FSO Warszawa


FSO Warszawa (Варшава) — польский пассажирский автомобиль, производившийся компанией FSO в Варшаве между 1951 и 1973 годами и, возможно, производящийся до сих пор в Китае или Камбодже. Являлся лицензионной копией советского ГАЗ-М-20 «Победа», позже был переработан FSO. Это была первая модель, которая пошла в массовое производство в Польше после Второй мировой войны. На автомобиль устанавливались две модели бензиновых рядных четырёхцилиндровых двигателей с рабочим объёмом 2120 см³, M-20 и S-21. Крутящий момент передавался через однодисковую сухую муфту сцепления, 3-ступенчатую ​​механическую коробку передач (с 1971 года выпускались также с 4-ступенчатой коробкой) и приводной вал на заднюю ось. Первые Варшавы (M20, 200, 201 и 202) характеризовались как четырёхдверный автомобиль с «горбатым» кузовом фастбэк. В 1964 году появилась модель седан, а с 1965 года выпускался пятидверный универсал. На протяжении всего периода производства Варшава претерпела ряд модернизаций.

С 1958 года выпускался пикап. На базе Варшавы строились и специальные автомобили: милицейские, для скорой помощи, фургоны, почтовые машины и дрезины. На основе компонентов «Варшавы» выпускались Żuk, Nysa и Tarpan. Последний автомобиль сошёл с конвейера 30 марта 1973 года. Преемником устаревшей модели стал Polski Fiat 125p, появившийся в 1967 году. В течение всего периода производства было выпущено 254 471 экземпляров модели, из которых 72 834 ушло на экспорт[2]. «Варшаву» иногда называют «варшавянка» или «горбушка»[3].

Первые планы запуска серийного производства легкового автомобиля в послевоенной Польше восходят к 1946 году, когда в Центральном управлении планирования была создана комиссия по вопросам польской автомобильной промышленности.

В начале 1947 года начались переговоры с итальянским концерном Fiat по поводу покупки лицензии на выпуск легковых автомобилей. 27 декабря 1947 года[4] было подписано соглашение, в соответствии с которым Fiat занялся строительством завода и запуском производства автомобиля Fiat 1100 в Польше. Польская сторона оплачивала лицензию поставками угля, продуктов питания и продукции металлургической и химической промышленности.[4] Работы по строительству завода начались в августе 1948 года. Однако, несколько месяцев спустя, они были прерваны — причиной стало решение Сталина, который заявил, что социалистические государства должны поддерживать друг друга, а не пользоваться помощью капиталистических государств.[5][6] По данным некоторых источников, причиной (или одной из причин) для срыва сотрудничества стало вступление в силу плана Маршалла, в рамках которого Италия должна была получать большое количество очень дешевого американского угля (за уже поставленные автомобили Польша заплатила углем, в соответствии с договором).[7]