Ferrari 312 F1


Ferrari 312 F1 — автомобиль итальянской автогоночной команды Scuderia Ferrari, построенный специально для участия в чемпионате Формулы-1. Имел 3-литровый 12-цилиндровый двигатель, откуда и получил своё название. Использовался командой в гонках в 1966—1969 годах. За это время автомобиль неоднократно улучшался и видоизменялся. Во избежание путаницы шасси 312-й модели обычно называются в соответствии с годом: 312 F1-66 и т. д.

В 1966 году вступил в силу новый технический регламент, позволивший увеличить объём безнаддувных моторов вырос с 1500 до 3000 см³. Основой нового гоночного двигателя стал 3,3-литровый мотор от спорткара Ferrari 275 P2, для соответствия регламенту объём двигателя уменьшили до 2989,56 см³. Сам автомобиль конструктивно был похож на прошлогодний, однако конструктор Мауро Форгьери увлёкся аэродинамикой в результате чего болид получился более приземистым и обтекаемым. Новый мотор Ferrari имел 360 л. с., но из-за этого общая масса 312 F1 достигла 600 кг, что стало значительным препятствием для команды и осложнило соперничество с более лёгкими машинами британских команд. Несмотря на то, что у команды были шансы на титул, год для Ferrari оказался довольно сложным.

Джон Сёртис выиграл гонку в Спа, совершив при этом «хет-трик»: стартовал с поул-позиции, показал быстрейший круг в гонке и победил. Однако из-за разногласий с командой Сёртис покинул Ferrari и уже во Франции ехал за Cooper. То же произошло и с поставщиком шин: на смену Dunlop пришёл Firestone. В сезоне 1966 года команда из Маранелло была вынуждена пропустить Гран-при Великобритании и Гран-при Мексики, первый из-за забастовки металлургов в Италии, а второй по техническим причинам. На Гран-при США выступил только один пилот — Бандини. К концу сезона на счету команды была победа Сёртиса в Бельгии и двойной подиум на домашнем Гран-при: Скарфьотти финишировал первым, Паркс за ним[1]. Двойному подиуму в Италии предшествовала серьёзная доработка двигателя на базе команды: на обновлённый мотор установили новую головку блока цилиндров и теперь на каждый из них приходилось по три клапана, мощность возросла до 375 л. с., что стало решающим фактором в Монце. Этого хватило, чтобы Ferrari заняла второе место в кубке конструкторов.

Несмотря на новый регламент, в сезоне 1966 года помимо новой 312-й на старт четырежды выходила прошлогодняя Ferrari 1512 c двигателем V6 2,4 литра. Промежуточная модель получила индекс 246 F1-66. В первых этапах сезона за рулём 246 c двигателем V6 ехал Бандини на шинах Firestone, тогда как Сёртиз пилотировал 312 c V12 и шинами Dunlop.