Fieseler Fi 103R Reichenberg


Физилер Fi. 103R «Райхенберг» (нем. Fieseler Fi. 103R Reichenberg) — кодовое название пилотируемой версии самолёта-снаряда Fieseler Fi. 103, которая была создана в ходе этой разработки во время Второй мировой войны. Это yстройство также упоминалось как Фау-4 (нем. V-4). Планируемое использование Фау-4 против союзных бомбардировщиков так и не последовало из-за неудовлетворительных лётных характеристик. Пилот после наведения на цель должен был выпрыгивать с парашютом, хотя шансы на его спасение были невелики.

Начиная с осени 1943 года некоторые инженеры и офицеры задумались над тем, как атаковать объекты противника с помощью управляемой бомбы, запускаемой с самолета-носителя. К январю 1944 года несколько добровольцев объединились в группу «Леонидас», которая самостоятельно занималась проектом, вносила предложения по проектам строительства и использовала планеры типа Штуммель-Хабихт— вариант известного планера DFS Habicht, но с размахом крыльев всего 6 м — подготовленный для таких задач. Полученная повышенная скорость должна примерно соответствовать высокой посадочной скорости аппарата Райхенберга. В феврале 1944 года была сформирована т. н. KG 200 и члены группы «Леонидас» были приписаны к этой эскадрилье как члены 2-й эскадрильи II группы. В этом контексте часто упоминаются имена таких известных в третьем рейхе лиц- Ханны Райч и Отто Скорцени.

В любом случае решение с планирующей бомбой в очередной раз было признано непригодным, так как тяжелый и, следовательно, медленный самолет-носитель был бы слишком легкой мишенью для истребителей противника. Это породило идею самолета, который мог бы покинуть самолет-носитель на достаточном расстоянии от цели и достичь этой цели своим ходом и под управлением пилота.

Возможной основой для такого самолета были КР Fieseler Fi. 103 и экперементальный Messerschmitt Me 328, причем возобладал вариант с Fi. 103.

Первой в мире классической крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стал самолёт-снаряд (КР) «Фау-1» (Fi. 103), разработанный Германией. Фау-1 впервые была испытана 21 декабря 1942 года и была массово применена в конце Второй мировой войны против Великобритании. Намного более дешёвые чем пилотируемые бомбардировщики (Фау-1 стоила 3500 рейхсмарок, тогда как один бомбардировщик He. 111 стоил 265 650 рейхсмарок), самолёты-снаряды могли запускаться в огромных количествах, подвергать тылы противника постоянным терроризирующим бомбардировкам и вынуждать его отвлекать огромные ресурсы на противовоздушную оборону. Однако из-за низкой точности системы наведения ракеты, в составе экспериментальной эскадры KG 200 была сформирована 5 эскадрилья, в которой отрабатывалась возможность управления ракетой Fi. 103 пилотом, который на конечном участке траектории должен был (теоретически) выброситься с парашютом.