Fondu


Fondu — бельгийская компания, занимавшееся выпуском железнодорожного оборудования, а позже — автомобилей и мотоциклов.

Предприятие основано в 1860 году Жаном-Батистом Фондю (фр. Jean-Baptiste Fondu) в городе Вилворде рядом с Брюсселем. Первоначально оно специализировалось на производстве оборудования для национальной железнодорожной компании. В 1896 году пост директора занял Шарль Фондю — наследник основателя. Для работы в новосозданном автомобильном отделе был приглашён молодой швейцарский инженер Жюльен Поттера (фр. Julien Potterat).

В 1906 году был изготовлен первый автомобиль Fondu — модель 1CHF (20/24CV) с 4-цилиндровым двигателем с двумя блоками цилиндров диаметром 100 мм и ходом поршня 120 мм, трёхступенчатой коробкой передач и карданным приводом. У следующей модели, 24/30CV, диаметр цилиндра был 105 мм, а ход поршня 130 или 140 мм. Кузовные детали поставляло ателье Decunsel. В 1908 году завод продал лицензию на автомобиль 24/30 Русско-Балтийскому вагонному заводу в Риге.

В последующие годы Fondu выпустила автомобиль 50CV с 6-цилиндровым двигателем, а также модели с малыми объёмами двигателя (1,1; 1,7; 2,1 л.).

Фирма активно участвовала в гонках. В 1906 году её автомобиль занял 5-е место (из 30 участников) в гонке на приз города Остенде. В 1907 году в Остенде автомобили Fondu заняли 1, 2 и 4 места, развив на дистанции среднюю скорость 97 км/час. Они также одержали победу на гонках в Болонье. В 1908 году принимали участие в автопробеге Рига-Петербург.

В 1912 году Шарль Фондю погиб во время мотогонок. Производство автомобилей постепенно остановилось. Некоторое время завод ещё выпускал двигатели и коробки передач для других бельгийских автопроизводителей (SAVA, Linon, Elgé, FIF, Hermes) и на экспорт (в частности, для британской фирмы Turner), их общий выпуск составлял около 50 экземпляров ежемесячно.