GMS


«Система глобальных средств массовой информации» («Global Media Systems», сокр. «GMS», оригинальные передачи выпускались под заголовками «Телеканал «GMS»[4]) — акционерное общество[5], осуществлявшее выпуск передач во время дневного перерыва и после окончания передач на частотах «1-го канала Останкино» в некоторых регионах России в 1994—1995 годах. По версии самих РГТРК «Останкино» и «GMS»[6], в данный отрезок вещание осуществляла сама РГТРК «Останкино»[7][8][9] «вне бюджетных средств» для зрителей Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов, в ходе которого предлагались программы для негосударственных вещательных телекомпаний[10][11][12][13][14] (вещание нередко велось сразу под логотипами 1-го канала Останкино и GMS[15][16]).

С августа 1993 года РГТРК «Останкино» стала получать всё больше средств от коммерческой деятельности (инвестиций и рекламная деятельности)[17]. Однако объёмы бюджетного финансирования телерадиокомпании продолжали сокращаться: из требовавшихся в 1994 году 943 миллиардов Государственной Думой было утверждено 508, а выделено 453[18]. В результате к февралю 1994 года у РГТРК «Останкино» (как и у ВГТРК[19][20]) образуется задолженность перед государственными предприятиями связи (на 1 января 1996 года она составляла 412 миллиардов рублей, при этом, по словам заместителя Председателя РГТРК «Останкино», существовало распоряжение правительства от 22 ноября 1993 года, по которому Министерству финансов поручалось ликвидировать задолженность, которое им самим не было выполнено), что вызывает 10 февраля 1994 года забастовку связистов с прекращением трансляции передач (кроме информационных) обеих вещательных организаций в 45 субъектах РФ. Ещё в 1993 году планировалось введение платы за публикацию передач — «Останкино» являлось обладателем имущественных прав на все передачи и фильмы[21], произведённые как Гостелерадио СССР и её дочерними организациями вроде ТО «Экран», так и прочими организациями по их заказу. Выход сотрудниками телерадиокомпании виделся в создании контролируемых телерадиокомпанией торговых домов[22]. Спрос на старые фильмы и передачи телерадиокомпании показали итоги телерынка в Канне в 1993 году, на котором в очередной раз был продан цикл мультипликационных телефильмов «Приключения кота Леопольда»[23][24]. Так, Ирена Лесневская утверждала:

…Если поставить все на нормальные экономические рельсы, телевидение обязано стать прибыльным. Есть музыкальные архивы, есть старые передачи, фильмы. Из этого можно делать деньги. Во всём мире растет интерес к ретро. Каким успехом пользуется показ старых программ на НТВ! Этим надо заниматься. Поставить на коммерческую основу выпуск избранных передач и продавать кабельным сетям. Договориться с ближним зарубежьем о покупке ими программ на русском языке для миллионов русскоязычных. А двум владельцам компаний легче договориться, чем, скажем, Ельцину с Кравчуком[25].