Gloster Gladiator


Глостер «Гладиатор» (или Глостер SS.37) (англ. Gloster Gladiator) — британский истребитель-биплан, состоял на вооружении Королевских военно-воздушных сил, Королевского военно-морского флота и ВВС многих других стран в конце 30-х гг. Последний истребитель-биплан, состоявший на вооружении Королевских военно-воздушных сил[1]. Принимал участие во французской кампании, на североафриканском театре военных действий и в других операциях.

Во второй половине 1930-х годов бипланная схема самолетов, стоящих на вооружении, достигла пика своих возможностей. Создаваемое парой крыльев аэродинамическое сопротивление не позволяло соперничать с монопланами в скорости. В то время основным истребителем Королевских ВВС был биплан "Bristol Bulldog", который требовал немедленной замены[2].

Министерство авиации Великобритании выпустило техническое задание на разработку нового самолета-истребителя способного развивать скорость не менее 400 км/ч, высокоманевренного и вооруженного четырьмя пулеметами. Проектированием истребителя под эти требования занимались несколько ведущих британских авиастроительных фирм. Ожидалось, что в скором времени на вооружение Королевских ВВС поступят современные истребители-монопланы[2].

Вскоре стало понятно, что между снятием с вооружения устаревших истребителей бипланов и поступлением новых истребителей монопланов может пройти некоторое время. В первой половине 30-х годов британская фирма "The Gloster Aircraft Co. Ltd" в инициативном порядке модернизировали, созданный ранее удачный истребитель биплан Gauntlet, стараясь максимально улучшить его конструкцию[2].

Официальные испытания нового самолета начались в 1935 году. Первоначально самолет не смог показать расчетные скоростные характеристики, максимальная скорость составила 390 км/ч, но после установки более мощного двигателя Mercury IX скорость удалось поднять до 407 км/ч. Объявленный Министерством авиации конкурс не выявил безоговорочного победителя, но поменять устаревшие истребитель-биплан "Bristol Bulldog" было необходимо. В качестве переходного варианта был выбран проект фирмы "Gloster". Специально под этот самолет Министерство авиации выпустило техническое задание, в котором определялись условия и сроки поставки 23 самолетов. 1 июля 1935 года самолет получил официальное название "Gladiator". Публичная презентация нового самолета прошла в июле на выставке вооружений Королевских ВВС[3].

В сентябре 1935 года последовал заказ на 180 самолетов, получивших наименование "Gladiator Mk.I"[3]. Серийное производство было организовано на авиационном заводе Gloster в г. Hucclecote. Поставки в Королевские ВВС начались в феврале 1937 года и до сентября 1937 года истребителями "Gladiator" было укомплектовано восемь эскадрилий.