Great Indian Peninsula Railway


Great Indian Peninsula Railway (первоначально Great Indian Peninsular Railway Company[2], биржевое сокращение GIPR) — британская железнодорожная компания, действовавшая на территории Британской Индии. Штаб-квартира компании располагалась в районе была предшественницей Центральной железной дороги, штаб-квартира которой находилась в районе Бори Бундер города Мумбаи (Бомбея). GIRP была образована актом Британского парламента от 1 августа 1849 с уставным капиталом в 50 000 фунтов. 21 августа 1847 года она заключила официальный контракт с Ост-Индской компанией на строительство и эксплуатацию железнодорожной линии длиной 56 км, ставшей первым участком магистрали, соединяющей Мумбаи с Хандешем и Бераром и другими президентствами Индии[3]. Совет директоров Ост-Индской компании назначил главным инженер-резидентом GIPR Джеймса Джона Беркли, его помощниками — К. Б. Кара и Р. У. Грэхема[4]. Железная дорога стала первой пассажирской линией Индии с первоначальным маршрутом от Мумбаи до Тханы длиной 34 км, открытым в 1853 году. 1 июля 1925 года управление GIRP было передано правительству[5]. 5 ноября 1951 года GIRP вошла в Центральную железную дорогу.

Созданная в 1849 году как компания с головным офисом в Лондоне, Great Indian Peninsula Railway имела планы по строительству железнодорожной сети протяжённостью более 2000 км, призванной соединить Мумбаи с внутренней частью Индостана и крупным портом Ченнаи (Мадрас) на восточном побережье. Первоначально предполагалось соединить города Пуна, Нашик, Аурангабад, Ахмеднагар, Солапур, Нагпур, Амравати и Хайдарабад. Развитие транспортной сети должно было увеличить экспорт хлопка, шёлка, опия, сахара и пряностей[6].

В управляющий комитет вошло 25 британских подданных, включая должностных лиц Ост-Индской компании и лондонских банков, большинство из которых проживали в Великобритании, и лишь некоторые — в Индии. В первоначальный состав совета вошли такие люди как Джон Стюарт Уортли[англ.] и Уильям Джон Гамильтон[англ.] (оба члены парламента Великобритании), ставшие председателем и заместителем председателя компании; Фредерик Айртон (выходец из Ост-Индской компании); кавалеристы майор Клейтон и генерал-майор Бриггс; жители Мумбаи Джон Грэм, полковник Диккенсон и Джамсетджи Джиджибой[7]; банкиры Джон Харви (Лондонский коммерческий банк) и С. Джервис (директор Лондонского и Графского банка, Ломбард-стрит); а также директора других железнодорожных компаний Ричард Патерсон (председатель Northern and Eastern Railway Company) и Мелвиль Уилсон (директор Alliance Assurance Office)[8].

16 апреля 1853 года в 15:35 первый пассажирский поезд железной дороги Great Indian Peninsula Railway отправился со станции Бори-Бандер в Мумбаи на станцию в Тхане[9]. Чтобы добраться до места назначения, поезду понадобилось пятьдесят семь минут[10]. За это время он преодолел 34 км. Состав из 14 вагонов, в которых разместились 400 пассажиров, тащили три паровоза: Sultan, Sindh и Sahib[4].


Виадуки около Тханы