HMS Wager (1739)


«Вэйджер» (HMS Wager) — британский 28-пушечный фрегат 6-го ранга. Был построен для Ост-Индской компании примерно в 1734 году и совершил два рейса в Индию, прежде чем Королевский военно-морской флот купил его в 1739 году. «Вэйджер» входил в состав эскадры Джорджа Ансона и потерпел крушение у южного побережья Чили 14 мая 1741 года. Он стал знаменит из-за злоключений выживших моряков, оказавшихся выброшенными на пустынный остров во время патагонской зимы, и последовавшего за этим мятежа[2].

«Вэйджер» был построен примерно в 1734 году для Британской Ост-Индской компании. Это был торговый корабль, предназначенный для перевозки через океан больших партий товаров[1]. Имея на борту 30 пушек и экипаж в 98 человек[1], он совершил два рейса в Индию мимо мыса Доброй Надежды — в Мадрас (1735—1736), а потом в Мадрас и Бенгалию (1738—1739).

21 ноября 1739 года адмиралтейство купило корабль у Д. Рэймонда[1], чтобы включить в состав эскадры Джорджа Ансона, которая должна была действовать против испанцев на тихоокеанском побережье Южной Америки. Судно было переоборудовано для военно-морской службы на Дептфордской верфи (23 ноября 1739 — 23 мая 1740)[1], причём известно, что на эти работы было потрачено 7096 фунтов стерлингов[1]. Корабль получил название в честь сэра Чарльза Вэйджера, первого лорда адмиралтейства, и 22 апреля 1740 года[1] официально стал 28-пушечным фрегатом 6-го ранга с экипажем в 120 человек.

«Вэйджер» должен был перевозить запасы стрелкового оружия, пороха и пуль, необходимые для снабжения действовавших на суше десантных отрядов. Капитаном корабля на момент отплытия в августе 1740 года был Дэнди Кидд, который, однако, умер во время перехода через Атлантику. Его обязанности перешли к лейтенанту Дэвиду Чипу. В районе мыса Горн эскадру рассеяло по морю, и «Вэйджер» остался в одиночестве. Он слишком рано повернул на север, а потом оказался в большой бухте, из которой не мог выбраться из-за сильного ветра и общей изношенности снастей и корпуса; к тому же Чип, упавший с трапа и вывихнувший плечо, в это время не мог выполнять свои обязанности. 14 мая «Вэйджер» сначала ударился о скалы, остался без румпеля и набрал воды, хотя остался на плаву (инвалиды, находившиеся в трюме, при этом погибли), а потом сел на мель. 140 членов команды погрузились на лодки и добрались до берега (это был остров, названный позже Вэйджер). Моряки, оставшиеся на борту, напились и начали мародёрствовать. На следующий день «Вэйджер» получил пробоину, так что многие из оставшихся утонули.