Hyperloop


Гиперлуп (МФА: [haipə' lu:p], с англ. — «гиперпетля») — проект вакуумного поезда[⇨], предложенный в 2013 году американским венчурным предпринимателем Илоном Маском[⇨]. До конца не реализован, однако попытки Маска добиться разрешения глав многих государств на использование этих поездов до сих пор продолжаются. На сегодняшний день построены испытательные полигоны в Хоторне (компания SpaceX, длина трассы 1,5 км)[⇨] и Лас-Вегасе (компания Virgin Hyperloop One[en], длина 0,5 км)[⇨]. Возводится также полигон в Тулузе (компания HyperloopTT[en], участки длиной 1 км и 320 м)[⇨]. Максимальная достигнутая на испытаниях скорость порядка 450—460 км/ч[1].

Заключены соглашения о строительстве эксплуатационных трасс длиной 10 км в городах Дубай и Тунжэнь (компания HyperloopTT), сроки реализации проектов неизвестны[⇨]. Принадлежащая Илону Маску Boring Company возводит тоннель между городами Балтимор и Вашингтон[⇨].

В декабре 2023 года было сообщено о прекращении деятельности компании Hyperlooр One. К настоящему времени ни одной трассы построено не было[2].

Впервые концепция вакуумного поезда была предложена американским ученым Робертом Годдардом в 1904 году[3].

Первый проект движения поездов в вакууме в России был предложен в 1911 году российским ученым Борисом Вейнбергом. По его замыслу, внутри трубы, из которой откачан воздух, должна была перемещаться капсула. Она приводилась в движение с помощью «электромагнитной пушки» и теоретически могла развивать скорость 800—1000 км/ч. Учёный провёл опыты в Томском технологическом институте по перемещению капсулы в трубе, но воплощению идеи помешала Первая мировая война.

В целом история движения поездов в вакууме описана во множестве источников задолго до 2013 года, что отражено в публикации «Магнитолет профессора Вейнберга».